Журналисты уже окрестили этот проект "законом об иммиграционной полиции". Впрочем, в самом ведомстве с такими формулировками не согласны. Недавно информационные агентства опубликовали официальное заявление ФМС, что миграционной полиции создавать не планируется. Как пояснили в ведомстве, законопроект "Об иммиграционном контроле" разработан в рамках Концепции миграционной политики. По словам сотрудников ведомства, которые привело агентство ИТАР-ТАСС, закон разработан для того, чтобы определить понятие "иммиграционного контроля", систематизировать работу сотрудников иммиграционного контроля, полномочия сотрудников Федеральной миграционной службы, которые проводят проверки, составляют протоколы, проводят административное расследование на предмет нарушений миграционного законодательства и т.д.
"В России не планируется создание миграционной полиции... Законопроект не предусматривает наделение ФМС России полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности, о создании миграционной полиции речь не ведется, - сказали тогда в ФМС. - Мы намерены активно привлекать к работе над проектом общественность и независимых экспертов".
Действительно, в опубликованном законопроекте слово полиция не упоминается. Давать сотрудникам иммиграционного контроля права на оперативно-розыскную деятельность, судя по всему, не планируется. Зато о новых силовых полномочиях ведомства говорить, похоже, можно.
Согласно проекту, в миграционной службе появится собственное дознание, которое будет заниматься расследованием преступлений. Сотрудники иммиграционного контроля получат право проверять у граждан документы, осуществлять личный досмотр (проще говоря: человека разрешат обыскать), объявлять подозреваемых в розыск. На улицах городов могут появиться специальные патрули из сотрудников иммиграционного контроля и народных дружинников: патрулировать тоже будет разрешено.
Также проект разрешает сотруднику иммиграционного контроля беспрепятственно и безвозмездно воспользоваться в служебных целях средствами связи, информационными системами, видео- и аудиотехникой, кино- и фотоаппаратурой, принадлежащей государственным организациям. А в случаях, не терпящих отлагательства, мобильный телефон или камеру можно взять даже у обычного гражданина - случайного прохожего. Впрочем, это, видимо, все-таки крайний случай. Ведь, если сотруднику ведомства надо что-то зафиксировать, можно обратиться и в негосударственные организации, имеющие соответствующую технику. Вряд ли они откажут, если для дела.
Но, пожалуй, самое главное, что проект закона разрешает сотрудникам иммиграционного контроля "применять физическую силу, специальные средства, а также огнестрельное оружие". Перечень состоящих на вооружении органов иммиграционного контроля специальных средств, огнестрельного оружия и патронов к нему, боеприпасов будет установлен правительством страны. Проект подробно прописывает случаи, когда сотрудникам можно будет применять физическую силу, специальные средства или оружие. Стрелять разрешается только в самых крайних случаях, например, для отражения вооруженного нападения. Можно открыть огонь по колесам машины, которая не останавливается (а право останавливать авто у ведомства будет) или представляет угрозу. Можно будет также застрелить животное, которое бросается на сотрудников ведомства. Допустим, кто-то пытается натравить на иммиграционный патруль злую собаку, то ее вполне могут убить. "О каждом случае причинения гражданину ранения либо наступления его смерти в результате применения должностным лицом органа иммиграционного контроля физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия уведомляется прокурор в течение 24 часов", говорится в проекте. Также как можно быстрее - и не позже суток - надо уведомить близких родственников или просто близких гражданина, кто был ранен после применения сотрудником иммиграционного контроля силы или оружия.
Помимо прочего закон разрешает иммиграционному контролю задерживать и доставлять в службу граждан, к которым есть претензии. Кто не является по повесткам, тоже может быть доставлен принудительно.
Отдельно проект прописывает недопустимость вмешательства в деятельность органов иммиграционного контроля. "Должностные лица органов иммиграционного контроля не обязаны давать какие-либо объяснения по существу находящихся в их производстве дел и материалов, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - говорится в документе. - Дела и материалы органов иммиграционного контроля, в том числе затрагивающие права и свободы человека и гражданина, предоставляются для ознакомления в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации".
Данные проверок и предварительного расследования, проводимых органами иммиграционного контроля, могут быть преданы гласности лишь с разрешения должностного лица органа иммиграционного контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом ведомству важны общественное доверие и поддержка граждан. "Общественное мнение является одним из основных критериев официальной оценки деятельности органов иммиграционного контроля, определяемых федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции", говорится в проекте.