Первым рубежом обороны является система предупреждения о ракетном нападении, СПРН. Она тоже многоярусная.
Недремлющее "Око"
Первые элементы СПРН стали появляться в 50-х годах прошлого века. К началу 70-х они сложились в единую систему, контролирующую воздушное и околоземное пространство не только над нашей страной, но и над местами, откуда может быть выпущена ракета. Запуск МБР фиксируют военные спутники - по тепловому следу в атмосфере на фоне поверхности. Информация передается на радиолокационные станции, отслеживающие полет ракеты.
- В тот момент, когда межконтинентальная баллистическая ракета входит в зону видимости станций, автоматика определяет все необходимые параметры ее полета, вычисляет, откуда стартовала ракета, точку ее падения, другие характеристики и время нанесения удара, - рассказал заместитель командующего войсками воздушно-космической обороны генерал-лейтенант Сергей Лобов, до 2011 года возглавлявший Главный центр предупреждения о ракетном нападении.
Входящие в систему СПРН радары расположены так, чтобы наблюдать за воздушным пространством вокруг России по всем направлениям. РЛС находятся не только на территории нашей страны, но и в Азербайджане, Белоруссии, Казахстане, Украине. Дежурство на них несут русские военные. Система получает информацию и от построенного Советским Союзом украинского радара в Мукачево.
Из Таджикистана за околоземным пространством следит оптико-электронный комплекс "Око", позволяющий обнаруживать объекты на высотах до 40 тысяч километров. На Северном Кавказе работает радиотехнический узел "Крона", состоящий из специализированных РЛС дециметрового и сантиметрового диапазонов. Аналогичный узел создается в Находке.
В советское время для обнаружений пусков ракет применялись загоризонтные РЛС "Дуга", основанные на свойстве радиоволн отражаться от ионосферы. Теоретически с их помощью можно было получать информацию о происходящем на другом конце планеты. В начале 80-х были построены два циклопических радара в Комсомольске-на-Амуре и Чернобыле, перекрестными лучами сканировавших территорию США. Длина фазированной антенной решетки каждого составляла 460 метров, высота - 150. Загоризонтная РЛС потребляла порядка 10 мегаватт электроэнергии, так что выбор АЭС в качестве источника питания представляется разумным.
Чувствительность приемной аппаратуры позволяла уловить собственный сигнал, дважды обогнувший земной шар. Но сигнал от стартующей за горизонтом ракеты оказался в десятки тысяч раз слабее помех. Фактически РЛС такого типа могли засечь лишь массовый запуск МБР. Тем не менее они исправно фиксировали старты американских ракет - объявленные заранее. После того, как радары "засекли" объявленный, но отмененный пуск, проект закрыли. За характерный постукивающий звук в эфире натовцы прозвали загоризонтные радары "русский дятел".
Эхо Москвы
Сердцем, глазами и мозгом противоракетной обороны центра России является уникальная РЛС "Дон-2Н" в подмосковном Софрино. На каждой из боковых граней гигантской усеченной пирамиды находятся две фазированные антенные решетки. Круглая диаметром 18 метров состоит из 60 тысяч излучателей и способна за 10 тысяч километров разглядеть летящий с огромной скоростью объект размером с теннисный мяч.
В 1992 году в рамках эксперимента по точной настройке средств наблюдения за ближним космосом с борта шаттла "Дискавери" на орбиту вывели небольшие металлические шары. Сферу диаметром 15 сантиметров засекли многие РЛС. 10-сантиметровую увидели три радара: два русских и американский на Аляске. 5-сантиметровый шар увидел лишь "Дон-2Н".
Строительство единственной в своем роде станции кругового обзора началось в 1978 году и продолжалось 10 лет. На объекте работали более 20 тысяч военных строителей, они использовали 50 тысяч тонн бетона, 30 тысяч тонн металла. В недрах "Дона" скрыты 20 тысяч километров кабелей, сотни километров труб и 10 тысяч чугунных задвижек к ним - для охлаждения аппаратуры РЛС требуются огромное количество воды.
Информацию с антенн обрабатывает суперкомпьютер "Эльбрус-2". Он занимает на станции отдельный этаж и состоит из тысячи с лишним шкафов с электроникой. Задачей "Эльбруса" является отстройка от помех, анализ появившихся в поле зрения радаров целей, отсеивание ложных и наведение противоракет на истинные. Работающая в сантиметровом диапазоне станция способна увидеть боеголовку баллистической ракеты на дистанции 3700 километров. Одновременно "Дон" может отслеживать в автоматическом режиме до 120 целей (в том числе малозаметных, маневрирующих и ставящих помехи), направляя к ним 20 ракет ближнего перехвата и 16 - дальнего.
Станция автономна. Она обладает собственными системами водо- и электроснабжения, очистки воздуха, ремонтными мастерскими, запасами пищи. Дежурная смена составляет 100 человек, для связи с внешним миром служит подземный тоннель километровой длины.
Перехватчики
Квадратные антенны со стороной 10,4 метра на гранях "Дон-2Н" управляют противоракетами ближнего и дальнего перехвата. Ближний (атмосферный) перехват на дальности до 100 километров осуществляется ракетой 53Т6 (Gazelle по классификации НАТО). Ее корпус представляет собой остроконечный конус без выступающих частей, изготовленный методом намотки композиционного материала. Бортовая кабельная сеть замотана в корпус, в отдельных местах применены вставки из титана и высокопрочных сталей. Корпус покрыт теплозащитным покрытием, головная часть ракеты изготовлена из кварцевой керамики.
Двигатель твердотопливный, с неподвижным, утопленным в корпус ракеты соплом. Управление на начальной стадии полета осуществляется впрыском фреона в закритическую часть сопла. В дальнейшем коррекция траектории осуществляется с помощью миниатюрных реактивных двигателей, расположенных перпендикулярно оси ракеты. Уникальные технологии, примененные при создании системы управления, позволяют "Газели" надежно выполнять задачу при перегрузках более 100g и в условиях ядерного нападения.
Чудовищные перегрузки заложены в характеристики ракеты не случайно. Тяга маршевого двигателя 53Т6 в разных источниках оценивается от 750 до 1000 тонн и ускорение при старте 100-кратное. В Подмосковье находится 68 шахт с противоракетами ближнего перехвата, они сосредоточены в пять позиционных районов.
Для уничтожения МБР за пределами атмосферы предназначены тяжелые противоракеты 51Т6 "Азов" (в НАТО их назвали Gorgon). Длина "Азова" сравнима с "Тополь-М", при этом 51Т6 на метр шире и несколько легче (33 тонны). Первая ступень развивает тягу в 400-500 тонн, работает пять секунд и успевает забросить "Горгону" в стратосферу, где включается маршевый двигатель.
Ракета предназначена для перехвата целей на высотах до 400 километров (на испытаниях 51Т6 поднималась на 600 километров, теоретическая дальность - 900). Вокруг Москвы развернуты две укомплектованные "Азовами" части воздушно-космической обороны: в одной 15 пусковых установок, в другой 10.
Кроме того, в противоракетной обороне России задействованы зенитно-ракетные комплексы тактического звена С-300 и С-400, самолеты дальнего радиолокационного обнаружения А-50 и сверхзвуковые перехватчики МиГ-31.