Дело в том, что с прошлого года региональные законодательные органы наделены правом устанавливать свои особенности при определении налоговой базы по налогу на имущество организаций, а также налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, налоговые льготы. В Москве особая ситуация. В соответствии с изменениями в закон города Москвы "О налоге на имущество организаций" под налог с кадастровой стоимости подпадают только торговые и офисные центры, объекты общественного питания и бытового обслуживания площадью свыше 5 тыс. кв. м при налоговой ставке на 2014 год в размере 0,9%. В отличие от Москвы, закон Московской области не снижает предельных показателей налоговых ставок, не устанавливает налоговых льгот. В других регионах ограничения по метражу также намного ниже, чем в Москве. Например, в Кемеровской области отсчет начинается от 1000 кв. м и помещений в них. В Амурской области - от 500 кв. м.
Опасность в том, что поскольку для субъектов не установлены ограничения по критериям, в региональных законах могут быть установлены любые нормы. В том числе и распространяющие новый порядок по налогу на имущество организаций на субъекты МСП. Было бы неплохо использовать опыт Москвы и принять в субъектах региональные законы, устанавливающие высокий порог по площади помещений, с которых должен платиться новый налог на имущество. "ОПОРА России" планирует предпринять меры, чтобы отрегулировать уровень налоговой нагрузки на использующих спецрежимы.
- Несмотря на новые законодательные меры по дифференциации страховых взносов, число индивидуальных предпринимателей сокращается. Закон о дифференциации взносов не оправдал себя?
Александр Бречалов, президент "ОПОРЫ России": Динамика в сторону сокращения ИП показывает, что не очень правильное компромиссное решение не удовлетворило граждан. Важно помнить, что почти миллион предпринимателей, которые закрыли свой бизнес в прошлом году, все же устраивал прежний фискальный платеж и они его платили в бюджет. В ближайшее время мы снова будем инициировать поправки в законодательство о страховых взносах, но уже с очень детальной проработкой. Статистика, которая у нас собрана из разных регионов, свидетельствует - разумное понижение фискальной нагрузки повышает объем платежей в бюджет.
Например, Ульяновская область в 2009 году, в момент кризиса, одной из первых воспользовалась правом снизить ставку налога с 15 до 5% для ИП, работающих на УСН, по схеме "доходы минус расходы". И уже в 2010-м этот сегмент бизнеса принес в местную казну на 30% налоговых поступлений больше.
- Почему эту систему не используют в других регионах?
Бречалов: Потому что, когда социальный блок правительства, минфин настаивали на повышении страховых взносов, они не оценивали этот, уже имеющийся опыт понижения фискальной нагрузки. Мы сейчас получили информацию, будем снова инициировать обсуждение гибкой фискальной политики для микро- и малого бизнеса.
Надо иметь в виду два основных момента. Первое, то, до чего мы сумеем договориться, должно быть неизменным хотя бы в течение семи лет. И второе. Микро- и малый бизнес, индивидуальных предпринимателей при уплате ими налогов мы должны "разложить" от и до. Учитывая территории, на которых они живут и работают, сферу деятельности, социальный аспект. Если у ИП в деревне выручка 80 тыс. рублей в год, глупо ему говорить, ты поделись фиксированным взносом в 20 тыс. рублей с государством. Уже есть статистика заработков ИП со всех регионов. Мы ее представили Игорю Ивановичу Шувалову, Ольге Юрьевне Голодец. Допустим, у ИП годовая выручка 86 тысяч рублей. От этой выручки надо брать некий процент, допустим 6%. И чтобы в этот единый платеж входила и страховая часть. Пусть бюджеты между собой договариваются о распределении, это не дело предпринимателя.
- Вскоре начнет работу Агентство кредитных гарантий для МСБ. А сколько вообще малых и средних компаний может воспользоваться этими гарантийными деньгами?
Бречалов: Мы оцениваем число малых компаний вместе с ИП сегодня в 5,5 млн. Из этого количества вычтем почти 70% тех, кто занят в торговле. На деньги фонда претендуют те, кто задействован в производстве, в инновационном бизнесе, их не так много - от 70 до 80 тыс. компаний по стране.
Если мы говорим о том, что почти 1,5 трлн рублей - это емкость кредитного рынка "малышей", а до сих пор только 2% обеспечивается гарантиями, то с введением такого агентства предполагаем около 5% доли в этом кредитном портфеле прогарантировать. То есть объем кредитов под гарантии превысит 668 млрд рублей. Средняя сумма гарантии - от 2 до 3 млн. На эти деньги можно запустить и завод, и мараловое хозяйство, и небольшой проект в сфере внутреннего туризма.
- Каких полномочий не хватает муниципалитетам, чтобы они выращивали, холили и лелеяли малый бизнес?
Бречалов: Финансовых. Когда главы территорий будут развивать предпринимательство на основе сокращения дотаций. В прошлом году, к примеру, были дотационны на 95%, в этом году - на 80%, остальное находите сами, изыскивайте ресурсы на местах, вот логика. Приведу пример. Иркутская область, Куйтунский район, 5 часов езды до Иркутска. Сейчас это одна из лучших территорий области. Местные власти сделали свою инвестиционную карту территории. А актуален здесь сбор грибов, производство рыжикового масла. Казалось бы, мелочь. Но именно в эти места потянулись сегодня инвесторы - вложить деньги в производство рыжикового масла. Предлагается делать его в промышленном объеме. Продвигал эту идею сам глава района. Да так агитировал, что к нему захотелось поехать и делать бизнес.
На самом деле резервы у муниципалитетов огромные. Но здесь сталкиваются две темы. Тема наполнения бюджета и социальная - работу людям, снижение социальной напряженности, развитие территории. Пока у минфина и социального блока правительства нет формулы, как межбюджетные отношения выстроить, чтобы муниципалитеты мотивировать.
- С какими ведомствами вы планируете наладить контакт?
Бречалов: Во-первых, мы хотим установить более тесное взаимодействие со Счетной палатой. В первую очередь в части оценки эффективности программ господдержки. У Счетной палаты есть официальный инструментарий для этого. Это же в приоритетах и у нашей организации на 2014 год.
Во-вторых, это Евразийская экономическая комиссия. С 1 января 2015 года вступают в силу новые правила Таможенного союза. Они коснутся как раз малого бизнеса. Товар, ввозимый через Казахстан, не облагается пошлиной. То есть элемент заработка, та самая маржа, остается в Казахстане. Как будет перегруппировываться бизнес, пользоваться новыми правилами, конкурировать с нашими соседями - вопросов очень много.
Третье - малому бизнесу интересно приложение сил в Белоруссии, Армении, Казахстане, и наоборот. Этой специализированной площадки пока нет. Поэтому поддержка в этом направлении для нас крайне важна. Помимо этого, конечно, пора актуализировать взаимодействие с правоохранительными органами. Надо не забывать, что между бизнесом и МВД нам обещают более "теплые" отношения. Хотелось бы, чтобы встреча с главой МВД была направлена на упреждение возбуждения уголовных дел по так называемым "налоговым преступлениям".
- Сейчас вас устраивает статус "ОПОРЫ России"? Вы, как лидер этой организации, входите в президиум Экономического совета при президенте РФ.
Бречалов: Мы сейчас имеем все возможности для того, чтобы отстаивать наши идеи. Мы изменили тактику. Помимо сбора подписей привлекли на свою сторону губернаторов, которые также оценивают предложения и ходатайствуют перед правительством. Налоговых каникул не состоялось бы, если бы губернаторы нас не поддержали. Поэтому вопрос в нас самих, и во мне лично, чтобы более аргументированно и качественно отстаивать позиции малого бизнеса. А площадок более чем достаточно. Президент слышит. Помощник президента по экономическим вопросам не просто слышит, а ориентирован на помощь предпринимательству. Все в наших руках.