Существующий с 2000 года балетный фестиваль на сцене Мариинки уже обрел много традиций. Он всегда проводится в не самое благоприятное для путешествия в Петербург время ранней весны, зато обычно дарит возможность увидеть именитых гостей, выступающих в парах с местными примами и премьерами, одну из ведущих зарубежных компаний, а также новинку собственного производства.
Для пополнения репертуара театр выбрал "Сильвию" Фредерика Аштона. Британский классик середины ХХ века, за предыдущие десятилетия лишь дважды появлявшийся на российских сценах (Большой ставил его "Тщетную предосторожность", Театр Станиславского и Немировича-Данченко - "Маргариту и Армана"), на глазах превращается в самого популярного на отечественных просторах хореографа: за неделю до Мариинского театра его балет включил в репертуар Михайловский театр (все ту же "Тщетную предосторожность"), не за горами перенос в Пермь его "Конькобежцев".
Выбирая "Сильвию", Мариинский театр, очевидно, тоже руководствовался не только желанием представить публике самую любимую балетную партитуру Чайковского: балет Лео Делиба ставили крупнейшие хореографы, и если от спектакля Льва Иванова сохранились только фотографии, баланчинская версия представлена в современном репертуаре одним па-де-де, зато живы Джон Ноймайер и Марк Моррис, авторы недавних значительных постановок "Сильвии".
Вариант Аштона, датированный 1952 годом, вероятно, предпочтен благодаря тому, что кажется безумно знакомым. Его балет о любви пастуха Аминты к нимфе Сильвии, посвятившей себя служению богине Диане, собран в традиционные три акта, разделен на танцы классические и деми-характерные, насыщен вариациями и дуэтами не только главных, но и второстепенных персонажей. Мариинский кордебалет хранит постность манеры в танцах свиты Сильвии, не менее серьезно выдвигается на сельхозработы с лопатами и граблями, а потом отдается ориентальным пляскам в гроте коварного охотника Ориона, похитившего Сильвию. Но третий акт, в котором нимфа и охотник воссоединяются трудами бога Эроса, не позволяет усомниться: Аштон, обладатель здорового английского юмора, в своей "Сильвии" создавал не оммаж старинному классическому балету с его страстью к ансамблям из 16, 24 и 32 танцовщиц, танцам в гротах и пейзанским "реалиям", а изящную пародию. Благословить влюбленных он пригоняет Козочку и Козлика в одной упряжке с Серес и Ясоном, Персефоной и Плутоном, Терпсихорой и Аполлоном, закручивая их шествие по примеру "парада сказок" из "Спящей красавицы" Петипа. А главным героям в па-де-де выдает такие эксцентричные поддержки, будто это какая-то "Арлекинада". Только литое мастерство Виктории Терешкиной и Владимира Шклярова в первый вечер и Алины Сомовой с Ксандером Паришем во второй позволяет сохранить им академическую невозмутимость мариинской выделки.
Этот стиль будет господствовать в этом году на всем фестивале. В гости "Мариинский" ждет команду из American Ballet Theatre: в заглавной роли "Жизели" ожидается выход Хи Сео, Гамзатти в "Баядерке" станцует Изабелла Бойлстон, а в финальном гала-концерте примет участие Вероника Парт. "Корсар" будет отмечен дебютом на фестивале Сергея Полунина из Театра Станиславского и Немировича-Данченко, а в "Лебедином озере" выступит начинающий солист Большого театра Денис Родькин. Однако знаковые партии в этих балетах на этот раз забронированы за собственными звездами: Никией в "Баядерке" будет Алина Сомова, Медорой в "Корсаре" - Екатерина Кондаурова, Одеттой-Одиллией в "Лебедином озере" - Оксана Скорик. Собственную программу "Грани", уже показанную в Москве, представит Диана Вишнева. А шанс посоревноваться с гостями будет только у танцовщиков Датского Королевского балета - они дважды на фестивале представят свой великий "Неаполь, или Рыбак и его невеста". Правда, привезут его в осовремененной версии Николая Хюббе. И это может сравниться только с тем, что Мариинский театр когда-нибудь отдаст "Жизель" на перестановку Диане Вишневой или Ульяне Лопаткиной.