В результате обсуждения с аграриями появились новые законодательные инициативы и предложения по внесению изменений в Федеральный закон N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", а также в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы. Поправки будут подготовлены Комитетом по аграрным вопросам ФС ГД и внесены в весеннюю и осеннюю сессии. Среди них включение госзаказа на основные виды сельхозпродукции; введение льготного железнодорожного тарифа на перевозку сельхозпродукции для удаленных регионов; ускорение сроков признания статуса сельхозпроизводителя для получения господдержки; перенос сроков вступления техрегламента, связанного с новыми правилами убоя скота для регионов с большой территорией, низкой плотностью населения и слабой инфраструктурой.
Обсуждаются дополнительные критерии оценки эффективности сельского хозяйства в регионах. Для создания механизмов неограниченной господдержки неблагополучных для ведения сельского хозяйства регионов в условиях ВТО предлагается определить в госпрограмме перечень территорий, финансовые объемы преференций и долгосрочные направления господдержки, а также порядок и критерии отнесения территорий к неблагополучным. В госпрограмме и Федеральном законе о сельском хозяйстве предлагается закрепить право на информационно-консультационную поддержку сельхозпроизводителей и сельского населения. Проект ФЗ "Об информационно-консультационном обеспечении сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельского населения" находится на рассмотрении в Госдуме.
Выделяемых на сельское хозяйство государственных средств недостаточно. Они не позволят осуществить выполнение параметров, заложенных в Доктрине продовольственной безопасности до 2020 года. Например, обеспечение сельхозтехникой очень низкое, за последние годы выбыло 40 тысяч единиц техники. Высока закредитованность сельхозорганизаций. Согласно данным ЦБ РФ, общая сумма просроченной задолженности по кредитам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по разделу экономической деятельности "Сельское хозяйство, охота и предоставление услуг в этих областях", объем задолженности предприятий сельского и лесного хозяйств и охоты на 1 января этого года составил 1,41 трлн руб. Комитету по аграрным вопросам совместно с Минсельхозом России, экспертным и научным сообществом, отраслевыми союзами предстоит обосновать выделение значительных сумм из федерального бюджета, направленных на создание и развитие инфраструктурных и производственных направлений.
Важное внимание уделяется сельской кооперации. Ведется разработка отдельной федеральной целевой программы, нацеленной на увеличение мощностей по переработке продукции, обеспечению техникой, финансовыми льготами, обучением, методологиями.
Комитет по аграрным вопросам намерен внести изменения в Закон о торговле, которые обеспечат отечественным сельхозпроизводителям место на полках в супермаркетах. Также планируется законодательно обеспечить государственные закупки отечественной сельхозпродукции.
Наш комитет совместно с ВНИИ экономики сельского хозяйства и Ассоциацией сельскохозяйственных консультационных организаций России (АСКОР) ведет работу по составлению рейтинга аграрного потенциала и рисков регионов РФ. Рейтинг станет основой для дальнейшего анализа и разработки модульных решений с учетом особенностей регионов, оценки необходимости дополнительной господдержки.
На эффективность сельского хозяйства влияют в первую очередь желание и воля руководства региона развивать АПК. Это наглядно демонстрирует Белгородская область, где производство сельхозпродукции составляет 162 млрд руб. При этом расположенные рядом регионы с идентичными климатическими и инфраструктурными условиями не показывают такой результат. Также высокая производительность по сравнению с соседними регионами в Татарстане (160 млрд руб.), Башкортостане (124,7 млрд руб.), Дагестане (77,1 млрд руб.), Алтайском крае (122,4 млрд руб.).
Некоторые регионы, имея большой потенциал и показывая уже хорошие результаты в производстве, имеют низкий уровень господдержки. Например, Ленинградская область, где производится продукции на 73,1 млрд рублей (притом что это Северо-Западный регион), получает господдержку менее 5 млрд рублей. В Московской области господдержка составляет еще меньше - 1,95 млрд руб., при этом производится на 87,4 млрд руб. В области около 700 тыс. га сельхозугодий не обрабатываются, и это при непосредственной близости такого рынка сбыта, как Москва.
Следует отметить, что, имея короткий рычаг для сбыта продукции, сельское хозяйство в ЦФО не использует в полной мере свой потенциал. Низкие объемы производства показали практически все регионы ЦФО.
Большинство ключевых аграрных регионов работают стабильно. Однако пока у них нет достаточного потенциала для роста и развития. Очевидно, что необходимо дорабатывать нереализованный потенциал тех регионов, где ведется успешная работа и потенциально могут быть успешно реализованы новые проекты. Им необходимо дать модульные решения с долгосрочной господдержкой. Например, Московская область (87,4 млрд руб.) и Республика Дагестан (77,1 млрд руб.) уже при высоком уровне производства и с огромным потенциалом получают господдержку только в пределах 2 млрд руб. Или один из крупнейших регионов России Красноярский край производит сельхозпродукции на 69,5 млрд руб., находится в нескольких агроклиматических зонах, имеет выгодное логистическое расположение, а поддержка АПК со стороны государства всего в пределах 1,5 млрд рублей. В подобных регионах есть место для новых решений, проектов, и мы эти решения ищем.