Управляющий директор по экономической политике и конкурентоспособности РСПП Мария Глухова раскрыла "РГБ" подробности методологии изучения региональных показателей успешности бизнеса.
- Поможет оценить инвестклимат новый Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в регионах РФ? Какова структура рейтинга? Когда будут готовы результаты?
- Задачи рейтинга - во-первых, дать органам власти подсказки по тому, каким образом можно повысить инвестиционную привлекательность, выявить узкие места и дать информацию о лучшей практике в регионах. Во-вторых, поставить достижимые цели по улучшению деловой среды в регионах. И, в-третьих, обеспечить потенциальных инвесторов надежной и достоверной информацией о качестве деловой среды в разных регионах.
При этом нельзя сказать, что он в полном объеме измеряет качество предпринимательского климата. Тогда этот рейтинг был бы намного масштабнее, содержал бы существенно больший перечень показателей. В большей степени он ориентирован на состояние факторов, которые в полной мере относятся к ведению регионального уровня власти, включая территориальные органы ФОИВ. Он оценивает результативность усилий властей на местах по улучшению деловой среды.
При этом действительно речь не идет о попытке проранжировать регионы, дать им порядковые места с 1-го по 83-е или сказать, что такой-то регион получит, например, 28 баллов. Оценка будет сделана по четырем ключевым направлениям (блокам): регуляторная среда, институциональная среда, доступность ресурсов и качество инфраструктуры для бизнеса и эффективность поддержки малого предпринимательства. Соответственно, отказ от прямого ранжирования позволит региону получить оценку, например, в формате ААБА и, соответственно, если регион серьезно продвинулся в улучшении условий для малого бизнеса, но при этом у него отстает качество регуляторной среды, потенциальный потребитель рейтинга, и инвестор, и орган власти - они сразу увидят это по основному показателю.
- Какие параметры будете оценивать в первую очередь?
- По первому блоку - регуляторная среда - в основном оценивается реализация дорожных карт национальной предпринимательской инициативы. В этот раздел вошли показатели по эффективности процедур по выдаче разрешений на строительство, подключению к электросетям, регистрации предприятий.
Во втором блоке показатели преимущественно сориентированы на Стандарт деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ по обеспечению благоприятного инвестклимата в регионе. В этот же раздел добавлены показатели по проблемам, с которыми сталкивается бизнес при проведении контрольно-надзорных мероприятий.
В третий блок включены не только кадровые или инфраструктурные проблемы предпринимателей в регионе, но и, например, качество территориального планирования.
Четвертый (но не по значению) блок - это то, что касается развития малого бизнеса, включая ИП. Здесь четыре основных направления - уровень развития малого предпринимательства в субъекте РФ, качество организационной, инфраструктурной и информационной поддержки малого предпринимательства, эффективность нефинансовой поддержки малого предпринимательства и эффективность его финансовой поддержки.
При определении предварительного перечня показателей по этим направлениям мы старались сбалансировать разные источники данных. Это и статистика, например количество субъектов малого предпринимательства (включая ИП) в расчете на 1 тыс. населения в субъекте РФ. Это и экспертные оценки, например, степень соответствия канала прямой связи инвесторов требованиям стандарта регионального.
Ну и, разумеется, опросные показатели, которые нередко находятся "на грани объективности". Например, доля опрошенных представителей малого бизнеса, которые знают об имеющихся в регионе программах поддержки для них. На самом деле последний показатель очень важен. Потому что неинформированность бизнеса о наличии хороших, правильных и эффективно работающих механизмах - это действительно серьезная проблема.
- А степень коррупционности определите?
- Как раз это один из наиболее проблемных блоков. На основании опросов мы постараемся выявить восприятие предпринимателями уровня коррупционности взаимоотношений бизнеса и власти в регионе, включая долю предпринимателей, которые столкнулись со случаями проявления коррупции за последние 12 месяцев. Опыт РСПП говорит, что бизнес не очень охотно участвует в таких опросах, и понятно, что оценки будут очень субъективными, это очень сложная работа. Но сложная не означает, что невозможная. Поэтому этот показатель точно войдет в состав показателей рейтинга.
- Уже подготовлена методология опросов?
- Часть работы уже сделана. Завершена разработка методологии Рейтинга и основных регламентных документов, подписано соглашение между РСПП, "ОПОРОЙ России", "Деловой Россией" и ТПП РФ о сотрудничестве по подготовке и проведению Национального рейтинга. Уже фактически запущен пилотный рейтинг в 22 регионах, по итогам которого начнется самая интересная работа. Во-первых, мы прекрасно понимаем, что потребуется уточнить методологию, а во-вторых, необходимо будет приступить к запуску рейтинга, который охватит уже все регионы РФ.
Что касается отобранных регионов, то это не те, кто будут заведомыми победителями будущего полноценного рейтинга. Это даже не полный перечень тех регионов, которые активно работают над улучшением предпринимательского климата. Это пока пилот. Пока, конечно, сложно сказать, что для региона лучше: оказаться в числе пилотных или нет, но, наверное, все-таки оказаться. В любом случае мы постарались, чтобы в итоговый перечень для нашего "пилота", который будет проведен в 2014 году, вошли регионы из разных федеральных округов, с разным уровнем экономического развития, разным качеством делового климата, разной степенью участия в реализации программ по поддержке малого бизнеса. Какие-то федеральные округа представлены шире, но мы постарались соблюсти более или менее репрезентативную выборку регионов для нашего пилотного опроса.