Глубокий, всеобъемлющий кризис, который переживает сегодня Украина, вызывает в России серьезную тревогу. Мы хорошо понимаем ситуацию в этой стране, которая лишь немногим более двух десятилетий назад обрела независимость и должна решать сложнейшие задачи становления в качестве суверенного государства. Среди них - поиск баланса интересов между ее разнородными регионами, население которых зачастую имеет разные исторические и культурные корни, говорит на разных языках, неодинаково оценивает свое прошлое, настоящее и перспективы развития международных связей страны.
В этой ситуации роль внешних сил должна была заключаться в том, чтобы помочь украинцам сохранить пока еще хрупкие основы гражданского мира и устойчивого развития. Никто не сделал больше, чем Россия, для поддержки независимого украинского государства - в частности, мы многие годы субсидировали украинскую экономику через низкие цены на энергоносители. В самом начале нынешнего кризиса в ноябре прошлого года мы поддержали идею Киева о проведении срочных консультаций в формате Украина-Россия-ЕС для обсуждения путей гармонизации интеграционных процессов. Брюссель категорически отказался.
В такой позиции отразилась неконструктивная и опасная линия, давно проводившаяся США и Евросоюзом. Они пытались поставить украинцев перед болезненным выбором между Западом и Востоком, еще больше обостряя их внутренние противоречия. Без учета украинских реалий оказывалась массированная поддержка политическим движениям, которые считались проводниками западного влияния, причем делалось это с прямым нарушением украинской конституции. Так было в 2004 году, когда президент В.Ющенко победил в результате проведения назначенного под давлением ЕС неконституционного третьего тура голосования, так случилось и сейчас, когда власть в Киеве была захвачена недемократическим путем, с помощью насильственных уличных протестов, проходивших с прямым участием министров и других официальных лиц США и стран Евросоюза.
Не согласуются с фактами утверждения о том, что Россия подорвала усилия по укреплению партнерских отношений на европейском континенте. Наоборот, наша страна последовательно выступала за создание системы равной и неделимой безопасности в Евро-Атлантике, предлагая подписать соответствующий договор, продвигала идею поэтапного формирования единого экономического и гуманитарного пространства от Атлантики до Тихого океана, открытого и для постсоветских стран.
В то же время западные государства, вопреки многократным заверениям в обратном, осуществили несколько волн расширения НАТО, передвигали на восток военную инфраструктуры альянса, взялись за реализацию планов противоракетной обороны. Программа ЕС "Восточное партнерство" нацелена на то, чтобы жестко привязать к себе так называемые "фокусные государства", перекрыть для них возможности плодотворного сотрудничества с Россией.
Попытки тех, кто срежиссировал отторжение Косово от Сербии и Майотты от Коморских островов, ставить под сомнение свободное волеизъявление крымчан нельзя воспринимать иначе чем кричащее проявление двойных стандартов. Не меньшую озабоченность вызывает стремление закрывать глаза на то, что главную опасность для будущего Украины представляет сегодня распространение хаоса, который сеют экстремисты и неонацисты.
Россия стремится сделать все, чтобы способствовать скорейшей стабилизации ситуации на Украине. Твердо убеждены, что это может быть обеспечено путем осуществления, в частности, следующих взаимосвязанных шагов:
- проведение реальной конституционной реформы, обеспечивающей учет законных прав и интересов всех украинских регионов. Считаем, что новая конституция должна ответить на многочисленные призывы юго-восточных регионов Украины о том, чтобы сделать русский язык вторым государственным;
- предоставление твердых гарантий закрепленного в законодательстве Украины внеблокового статуса, что позволит обеспечить ее роль как связующего звена в архитектуре неделимой европейской безопасности;
- осуществление срочных мер по прекращению деятельности на территории Украины незаконных вооруженных формирований "Правого сектора" и других ультранационалистических группировок.
Мы никому ничего не навязываем, просто видим, что если этого не сделать, Украина будет еще глубже погружаться в воронку кризиса с непредсказуемыми последствиями. Готовы участвовать в международных усилиях, направленных на достижение этих целей. Поддерживаем призыв встречавшихся 31 марта в Веймаре министров иностранных дел Германии, Франции и Польши к выполнению соглашения от 21 февраля.
Нашим подходам соответствует и предложение "веймарской тройки" о проведении переговоров Россия-ЕС с участием Украины и других государств "Восточного партнерства" о последствиях возможного заключения их соглашений с Евросоюзом.
Современный мир - не детский сад, в котором есть некие воспитатели, назначающие наказания по своему усмотрению. Воинственные заявления, прозвучавшие на встрече министров иностранных дел стран НАТО в Брюсселе, не сочетаются с требованиями деэскалации обстановки. Деэскалацию надо начинать с риторики. Пора прекратить необоснованное нагнетание напряженности и вернуться к серьезной совместной работе.