В сентябре 2013 года столица занимала 69-ю строчку, а теперь, набрав 591 балл из 1000 возможных, расположилась между Хельсинки (592 балла) и Глазго (590). Впервые первое место занял Нью-Йорк (786), всего на два балла обогнав Лондон. В рейтинг вошел также еще один российский город - Санкт-Петербург, он занял 78-ю строчку (543 балла). Хуже всех оказались Афины, занявшие 83-е место (423 балла).
Рейтинг каждому городу выставляется на основании оценок, полученных от профессионалов различных финансовых секторов по всему миру - они заполняют онлайн-опросник по пяти группам показателей (деловой климат, финансы, инфраструктура, человеческий капитал и репутация). При этом ранжировать их просят только те МФЦ, с которыми они знакомы/работают, поэтому не все города получают равное количество отзывов. Так, из 1931 опрошенного на долю Москвы приходится всего 350 (Санкт-Петербурга вообще всего 99), в то время как на Нью-Йорк "откликнулось" 1082 респондента, а на Лондон - аж 1294. "Нерепрезентативность выборки автоматически ведет к искаженной оценке", - отметил старший партнер BDO в России Александр Веренков.
- Москва оказалась в очень невыигрышном положении при оценке факторов на базе объективных статистических источников, поскольку она очень редко в них попадает, - заметил Александр Веренков. - Каждый, кто читает обзоры Economist, не может с сожалением не отметить, что Москва, как и Россия, в большинстве аналитических данных не присутствует. Недостаток фактических данных многие составители рейтингов компенсируют т.н. "опросными данными", а уж в этой сфере субъективность и общая репутация России для внешних наблюдателей открывают широкую дорогу для часто необоснованных негативных оценок.
Рейтинг GFCI среди прочих присутствует в "дорожной карте" по созданию МФЦ и улучшению инвестклимата России. План, рассчитанный до 2018 года (видимо, именно тогда создание МФЦ должно быть завершено), предусматривает, что в этом году Москва должна занять в GFCI место до 40-го, а в 2018 году - войти в первую двадцатку. В то же время, по другому целевому рейтингу "дорожной карты" - International Financial Centers Development Index (Xinhua - Dow Jones) - Москва уже сейчас имеет показатели лучше предусмотренных. Так, в 2012 году столица занимала в нем 31-е место, а в прошлом - 28-е, хотя в плане должна была достигнуть 35-го.
- Развитие финансовой инфраструктуры, связанной с построением МФЦ, можно сказать, продвигается, правда, такие темпы нельзя назвать впечатляющими, - говорит Антон Сороко, аналитик инвестиционного холдинга "Финам". - Наверное, ключевые изменения - запуск режима торгов Т+2 на Московской бирже и допуск зарубежных клиринговых систем Euroclear и Clearsteam на рынок ОФЗ, с 30 января был открыт доступ к корпоративным облигациям, а в середине 2014 года зарубежным инвесторам станет доступен и фондовый рынок.
Эксперт также подчеркнул, что рынок безналичных расчетов продолжает активно расти и увеличивать свою долю в общем пуле расчетов. При этом продолжается тренд по консолидации банковской отрасли и увеличению влияния самых крупных игроков - два года назад доля первых пяти кредитных организаций по объему активов составляла 50%, а сейчас уже 52%. В основном такой рост произошел за счет снижения доли рынка у банков, которые не попадают в топ-50 по активам.
В исследовании ФБК "Сколько стоит Россия: 10 лет спустя", посвященном финансовому сектору, отмечается, что его стоимость с 2004 года выросла в 4,7 раза и составила 221,2 трлн руб. Даже в 2013 году, когда рост российской экономики резко замедлился, валовая добавленная стоимость (ВДС) финансовой деятельности выросла на 12%. А в отдельные годы (2003 г., 2005 г., 2007 г.) ежегодный прирост по этой отрасли составлял и вовсе 29%. В результате сегодня Россия с 5-процентной долей финансов в экономике страны практически достигла уровня ЕС, в котором соответствующий показатель (по 17 странам) составляет 5,1%. Причем по доле финансов в экономике наша страна обгоняет Австрию (4,9%), Францию (4,8%) и Германию (4%).
- Я все-таки не согласен с таким заметным снижением рейтинга Москвы, - отметил Антон Сороко. - Думаю, что тут, во-первых, играет существенную роль субъективная оценка, а во-вторых, выросшие геополитические риски, которые точно сейчас не на руку российской столице. Думаю, что, если текущая политическая напряженность спадет, к примеру, за счет формирования широкой экономической коалиции между азиатскими странами, то Москве вполне по силам добраться как минимум до первой двадцатки. В то же время конкуренты тоже не дремлют, так что задача стоит в любом случае сложная.
Эксперты считают, что политическая и экономическая ситуация сегодня не позволяет прогнозировать, удастся Москве или нет к 2018 году войти хотя бы в первые 50 мировых финансовых центров. "Еще два месяца назад с большой долей вероятности можно было утверждать, что это реально. Но с учетом того, что сейчас происходит на рынке и как на Россию смотрит мировое сообщество, перспективы войти в 50 мировых финансовых центров туманны. Но время покажет, и дальше все будет зависеть от того, как будут развиваться международные отношения", - считает Анна Агафонова, старший консультант практики финансовых институтов Hays в России.
По ее мнению, есть глобальные вещи, которые нужно улучшить - например, законодательство, которое должно соответствовать мировой практике. Не менее важны доверительные отношения и со стороны инвесторов, потому что без благоприятного инвестиционного фона Москва не может претендовать на достойные места в рейтинге МФЦ, и со стороны мирового сообщества, и со стороны граждан. - У Москвы есть достаточно преимуществ для того, чтобы войти в топ-50, - считает Агафонова. - Это центр, где сосредоточено 90% штаб-квартир всех международных компаний. Есть необходимая инфраструктура для ведения бизнеса, город предоставляет международным инвесторам доступ на российский финансовый рынок, а Московская биржа является крупнейшей в СНГ и Восточной Европе. В Москве проживает 10% населения России, производится 25% ВВП всей страны, и она находится на стыке между Европой и Азией, что делает ее евроазиатским финансовым центром.
Основные препятствия, мешающие создать в Москве полноценный МФЦ, это нерешенные проблемы защиты прав собственности, неэффективность судебной системы, противоречия в налоговом законодательстве. Эксперты также подчеркнули необходимость уменьшить отток трудовых ресурсов из страны и стараться не привозить специалистов из-за рубежа.