Такие выводы сделала Контрольно-счетная палата при проверке эффективности ведомственной программы "Чистый город" за 2012-2013 годы. По подсчетам аудиторов, недоработки чиновников, ответственных за благоустройство, обошлись муниципальной казне в 110 с лишним миллионов рублей.
Судя по заявкам и отчетам управ и комбинатов благоустройства, снег в Воронеже выпадает крайне неравномерно. Ревизоры провели простой математический расчет, исходя из данных о площади расчищенных улиц и объемах вывезенного снега. Оказалось, что в 2013-м в Центральном районе толщина покрова составляла 2,8 сантиметра на один квадратный метр, в Коминтерновском - 3,4, в Советском, Ленинском и Железнодорожном - от четырех до пяти сантиметров, а в Левобережном - все 10. Но предположить, что "по ту сторону водохранилища" метет сильнее, не позволяет хотя бы тот факт, что Левобережный и Железнодорожный районы расположены по соседству. И если в прошлом году количество снега, убранного в них с единицы площади, отличалось в два раза, то в 2012-м - в 3,5. Так, средний уровень снежного покрова в Железнодорожном районе достигал 4,7 сантиметра, а в Левобережном - 16. Разбираться с приписками КСП города намерена совместно с правоохранительными органами. Очевидно одно: ход уборки районные управы контролировали плохо.
Не оправдали надежд комбинаты благоустройства, созданные в форме казенных предприятий. Ни оперативности в работе, ни экономии бюджетных средств - констатировали аудиторы. К примеру, расходные материалы в ряде случаев закупали по завышенным ценам. У одного и того же поставщика комбинат Коминтерновского района приобретал соль по 2600 рублей за тонну, а комбинат Центрального района - по 3300. Цены на песок разнились от 85 до 125 рублей за тонну. Техническую воду для полива улиц ООО "Инженерные сооружения" в 2013 году отпускало по цене 23,93 рубля за кубометр, в то время как стоимость питьевой воды для населения составляла 22,66. Улицы, относящиеся к одной категории, в разных районах города убирали с разной периодичностью. Характерный пример - с самой длинной в Воронеже улицей 9-го Января, пересекающей несколько районов. Летом 2012 года в Коминтерновском ее помыли 196 раз, в Ленинском - лишь однажды, в Советском же этого и вовсе не сделали.
Механизированной уборкой, согласно документам, охвачены практически все улицы в Левобережном и Железнодорожном районах, в Ленинском и Центральном - 62 и 72 процента соответственно, в Советском - меньше половины. Доля площадей, убираемых ручным способом, варьируется от 60 процентов в Центральном районе до полутора - в Левобережном. Коммунальщики регулярно указывают на то, что на загруженных улицах им мешают припаркованные у обочин автомобили. Однако в последние месяцы там стали активнее работать эвакуаторы. Так или иначе, по отчетности (да и невооруженным глазом) видно, что центр города чистят и машины, и дворники, а вот на "периферии" порой не встретишь ни тех, ни других.
Пытаясь понять, почему в Воронеже не обеспечили единообразие и качество работ по благоустройству, специалисты КСП проанализировали структуру полномочий в этой сфере. Уборкой улиц, кладбищ, общественных туалетов и подготовкой города к праздникам занимаются шесть районных комбинатов благоустройства, четыре райДЕЗа, управы, а также муниципальное ремонтно-техническое предприятие, МУП "Спецкомбинат", городская дирекция дорожного хозяйства и благоустройства и, наконец, управление дорожного хозяйства. Функции и ответственность между ними распределены недостаточно четко. За финансовое обеспечение программы "Чистый город" отвечало управление дорожного хозяйства, а за фактическое исполнение и качество мероприятий - управы районов.
Комбинаты благоустройства в условиях дефицита денег и собственной спецтехники практически бесконтрольно тратили значительные суммы на привлечение машин, обращаясь в сторонние, зачастую посреднические организации. Вдобавок комбинаты регулярно выполняли поручения, не предусмотренные муниципальными заказами. А необдуманно выбранная для них организационно-правовая форма привела к дополнительным расходам бюджета на уплату налогов в размере порядка 50 миллионов рублей в год.
Первый замглавы Воронежа по городскому хозяйству Сергей Крючков обещал в будущем учесть замечания КСП. Некоторые меры уже приняты: в районах ликвидированы казенные райДЕЗы ЖКХ, их функции переданы управам, которые теперь назначены главными распорядителями бюджетных средств на текущее содержание улиц. Сменились директора в четырех комбинатах благоустройства, планируется перевести эти предприятия в статус казенных учреждений. В ближайшее время в мэрии разработают критерии качества выполнения работ по уборке и пересмотрят их стоимость в расчете на квадратный метр.