09.04.2014 18:58
    Поделиться

    На Урале родители предложили запретить импортные игрушки

    Небывалый общественный резонанс вызвало предложение активистов екатеринбургского родительского комитета ввести запрет на продажу в России импортных кукол-монстров. В Интернете развернулись баталии между приверженцами заморских игрушек и их принципиальными противниками.

    - Очевидно, что проблема не пустяковая. То, чем играют наши дети, давно волнует общество, - комментирует Анатолий Винер, учредитель компании, владеющей одной из старейших российских фабрик игрушек. - Потому что в основном играют китайским ширпотребом. Некачественным и часто опасным.

    По мнению производителей, причина упадка "куклопрома" кроется в недостаточном внимании властей к проблеме. До сих пор у игрушечной промышленности нет даже своего департамента. Не было этого направления ни в одной госпрограмме. В итоге к середине "нулевых" наши производители фактически потеряли отечественный рынок и теперь его вновь приходится завоевывать.

    Родители не повзрослели

    Вернуться оказалось не так просто: в структуре российского рынка игрушек объем импорта близок к 80 процентам. Зарубежные производители сдавать позиции не собираются: они диктуют моду и с младых ногтей формируют пристрастия потребителей.

    Чтобы противостоять этой недетского масштаба экспансии, в 2013 году правительство РФ впервые приняло стратегию развития отечественной индустрии детских товаров. Документ предполагает, что к 2020 году доля собственной продукции вырастет с 20 до 45 процентов. По задумке разработчиков, для этого необходимо создать инфраструктуру: запустить центры промышленного дизайна игрушек, открыть инновационно-промышленные  кластеры и ряд технопарков. Первые результаты модернизированного подхода к детской индустрии должны проявиться уже в 2015 году.

    Но пока сами предприниматели уверены: игра - дело тонкое. Помимо инноваций и инвестиций, необходима серьезная воспитательная работа: надо буквально вырастить своего потребителя. Как отмечают аналитики одного из российских маркетинговых агентств, проводившего исследования рынка в феврале текущего года, большинство родителей не понимает, насколько важен правильный подбор игрушек для формирования личности ребенка. Ориентируются в основном на рекламу, которой переполнены все детские телеканалы. А реклама, естественно, создается исключительно в интересах фирм-производителей. Отсутствие культуры в формировании игровой среды ребенка приводит к агрессивному наступлению на наш рынок импортной продукции - как с запада, так и с востока.

    Рассыпались кубики

    Уральский регион полностью в русле этой тенденции. Отчасти благодаря исторически сложившейся специализации: край мощной металлургии и машиностроения даже в советскую эпоху не являлся лидером в производстве товаров для детей. Игрушки, конечно, выпускались, но в основном это был побочный продукт больших, в том числе военных заводов. Вспомнить хотя бы суперпопулярный кубик Рубика, изготовлявшийся на одном из предприятий ОПК Екатеринбурга. Или игрушечный внедорожник "Бархан" - изделие другого секретного предприятия.

    С переходом на рыночные рельсы от "детских забав" отказались практически все промышленные гиганты. Закрылись из-за нерентабельности и небольшие специализированные фабрики: только в Екатеринбурге и пригородах сгинули минимум три ранее процветавшие фирмы. Тенденция общероссийская: по данным статистики, в 2006 году на территории всей страны работало всего 160 игрушечных фабрик. Радует, что с тех пор их количество увеличилось в восемь раз (сегодня 1200 действующих производств), но для России это все равно крохи.

    В то же время экономисты единодушны во мнении: рынок детских товаров в России чрезвычайно перспективен. В 2012 году на приобретение игр и игрушек для детей в возрасте от 6 до 15 лет родители потратили 191 миллиард рублей - это вдвое больше, чем в 2011-м. В прошлом году объем рынка приблизился к 220 миллиардам рублей и в дальнейшем прогнозируется прирост от 10 до 20 процентов в год.

    Следы неведомых зверей

    К сожалению, производители Уральского федерального округа свою нишу на этом перспективном рынке пока не нашли. Собственно и их самих отыскать оказалось непросто. На одном из официальных сайтов удалось обнаружить информацию о том, что в УрФО сейчас только семь действующих профильных предприятий. На самом деле, как выяснил корреспондент "РГ", фабрик больше - около двух десятков. Но большинство производств настолько крохотные, что не принимаются во внимание статистикой. Они относятся к субъектам малого бизнеса и представляют собой частные ателье по пошиву кукол. Оригинальных ходов для завоевания массового покупателя такие предприниматели не ищут. Шьют мягкие игрушки на заказ, в основном к важным событиям в жизни земляков (именинам, крестинам, свадьбам). Ниша пусть небольшая, но стабильная.

    - Образы игрушек диктует рынок. Сегодня в моде милые мишки, завтра - неведомые зверушки. Но мы сами выбираем, чему отдать предпочтение, - рассказывает руководитель фабрики по производству мягкой игрушки из Каменска-Уральского Дмитрий Мизгирек. - Мы заняли свой сегмент рынка и лучше лишнего медведя сошьем, чем станем пропагандировать кукол-монстров, украшенных черепами и гробиками, сколь бы модными они ни были.

    Любопытно, что на сайте одной из местных кукольных мини-фабрик я обнаружила-таки монстров. Правда, уральский ужастик выглядит не так демонически, как его зарубежные коллеги, - это нечто среднее между колобком и обросшим чебурашкой.

    У предпринимателя из Тюмени Евгения Садового не менее оригинальный подход к хитам для мальчиков всех времен и народов. Он наладил выпуск… мягкого холодного оружия. Точнее, набивного меча с лихим названием "Рубило".

    - Родители всегда с опаской относятся к игрушечному оружию. Но какой мальчишка не мечтает побегать со шпагой? Вот я и подумал: почему бы не сделать ее безопасной? - рассказал корреспонденту "РГ" Евгений Садовой.

    Идею предприниматель подглядел у спортсменов и решил использовать. Первые же показы на выставках детских товаров принесли ошеломляющий успех. Вложил деньги, наладил небольшое производство и начал продавать через Интернет. Глобальная сеть и выставки до сих пор остаются главным ресурсом для увеличения числа заказчиков.

    Признаюсь, это единственная из услышанных мною историй, позволяющая строить более-менее оптимистичные прогнозы развития игрушечного бизнеса на Урале. Все остальные предприниматели либо очень осторожны в планах, либо до отчаяния пессимистичны.

    Игры без разума

    - Наши игрушки оказались никому не нужны. Несмотря на то, что они экологичны (сделаны из дерева), умны (рассчитаны на развитие детей разных возрастов) и наконец изготовлены по технологии традиционного уральского народного промысла, - посетовала Надежда З., руководитель фирмы из Туринска. - Но мы не выдержали конкуренции с китайскими производителями. Потому сейчас компания - банкрот, через суд пытаемся взыскать с торговли деньги хотя бы за поставленный товар.

    По словам руководителя, когда фирму создавали несколько лет назад, планировали возродить старинное ремесло - выпускать расписные деревянные игрушки. Проект даже вошел в целевую программу Свердловской области по возрождению традиционных промыслов, получил субсидии и налоговые преференции. Фотографии туринских игрушек до сих пор легко найти в Интернете, а вот приобрести их уже невозможно. Главными причинами провала Надежда считает, во-первых, нежелание торговых сетей распространять на взаимовыгодных условиях отечественную продукцию, не раскрученную рекламодателями, во-вторых, - неготовность большинства родителей покупать детям "разумные игрушки".

    С этой позицией во многом согласен и молодой предприниматель Дмитрий Рассохин. Он по образованию педагог, потому к исследуемой проблеме относится очень серьезно. Настолько, что пару лет назад решил внести свой вклад в создание экологически чистых деревянных игрушек и возродил производство некогда чрезвычайно популярного деревянного конструктора. В идею привнес много нового, в частности, довел производство миниатюрных срубов до ювелирной точности и чистоты. Для этого разработал и вручную собрал производственную линию, вложив в дело все имевшиеся деньги. По количеству задействованных в игре деталей аналогов этому конструктору в стране нет. Игрушка вызывает безусловный восторг как у взрослых, так и у детей. Заинтересовались деревянным сборным домиком и немецкие торговые представители: на Западе экологически чистый товар высоко ценится. Но его творец все равно находится на грани разорения.

    - Главная проблема - сбыт. Интернет-продажи не дают быстрой отдачи и возможности строить планы, расширять производство. А розничные сети диктуют невыгодные условия: деньги только после реализации, а цену на товар устанавливают в два, а то и три раза выше моей. В итоге покупатели предпочитают дешевые китайские изделия, которыми заваливают рынок крупнейшие российские поставщики, давно уже разместившие фабрики на территории Поднебесной. А истинно отечественный товар теряется, - огорчается энтузиаст.

    И все же бросать дело Дмитрий не хочет. Вариантов выжить на рынке у него два: либо превратить производство конструкторов в хобби и работать только по разовым заказам, либо найти мощного бизнес-партнера - крупное предприятие, готовое инвестировать в детский проект. Снизойдет ли "взрослый" бизнес до производства игрушек, неясно. Но как показывает история, для уральских заводов это вполне традиционное направление. И сегодня их сотрудничество с малыми предприятиями и ремесленниками может стать не просто социальным, но и вполне выгодным коммерческим проектом.

    Справка "РГ"

    В 2013 году в Свердловской области в ходе проверок Роспотребнадзора были выявлены нарушения при реализации 38 процентов детских игрушек. 15,6 процента проверенных изделий не соответствовали санитарно-гигиеническим нормативам по химическому составу (в 2012 году в регионе 11,4 процента игрушек оказались опасными для здоровья). Так, санврачи обнаружили массу для ручной лепки, в которой содержание формальдегида превышало допустимый уровень в 2,6 раза, воздушные шарики с концентрацией цинка, достигающей 9 ПДК, светящиеся игрушки, в составе которых был метанол в количестве, впятеро превышающем норму. Большая часть товара оказалась китайского производства. В черный список фирм-производителей вошло два десятка компаний из КНР. Кстати, даже название одной фирмы уже содержит сигнализирующие об опасности слова "диактсин пластик".

    Поделиться