Если бы мне сказали, что я попадусь на удочку телефонного мошенника, не поверила бы: наслышана про эти дела, не проведешь! Но тот звонок застал врасплох. Звонили с мобильного на домашний.
- Привет, мам!
- Привет, сынок, - шутливо ответила я, думая, что кто-то ошибся номером. Мой-то младший был дома, а старший живет в другом городе и голос у него звонкий, а этот был глухой, с шипением, как будто трубку чем-то прикрывали.
- Не обращай внимания на голос, мне сильно разбили губы, я не могу говорить, - словно прочитав мои мысли, предупредил "сынок" и "зашипел" без остановки: - Ты только не переживай, я подрался, чуть не убил человека, сейчас - в полиции, меня хотят посадить, но дело можно замять. Короче, нужно 12 тысяч.
- Какая драка? Какое дело? Какие 12 тысяч? - ноги вдруг подкосились и я рухнула в стоящее рядом кресло.
- Не слушай его, - взял у меня телефон младший сын и положил его на место. - Я только что звонил брату, он на работе, у него все в порядке.
- Господи, да разве так можно?! - я еще долго не могла прийти в себя после звонка. - А если у человека больное сердце, так ведь и до инфаркта недалеко.
Впрочем, какое дело аферистам до наших сердец? Наоборот, они стараются ранить поглубже, страху нагнать побольше, вызвать панику, отлично понимая, что в стрессовой ситуации родители пойдут на все, чтобы помочь своему ребенку. Мне еще повезло: вовремя распознали негодяя, а вот житель Тамбовской области доверился мерзавцу. Правда, тот у него выманил деньги совсем другим способом.
27 марта в дежурную часть полиции обратился 57-летний мужчина и заявил, что стал жертвой жулика. По его словам, он получил СМС-сообщение, что его банковская карта заблокирована. По указанному в письме номеру тамбовчанин позвонил в "кредитное учреждение".
- Вашу карточку пытались взломать мошенники, все средства на ней заморожены, - пояснил "сотрудник банка" и назвал номер счета, куда нужно как можно быстрее перебросить определенную сумму, чтобы сохранить все деньги.
Законопослушный клиент поспешил к ближайшему платежному терминалу и перевел 15 584 рубля на неизвестный электронный счет. После этого проверил свою банковскую карту - с ней было все в порядке - и понял: его жестоко обманули. Эта история опубликована на сайте УМВД России по Тамбовской области. Тамошние сыщики уже выяснили, что злоумышленник находится в Зауралье.
По информации их курганских коллег, в 2013 году в регионе расследовано 484 уголовных дела по фактам мошенничества с использованием сотовой связи. Чаще всего жертвами курганских обманщиков становились жители Вологодской (56 заявлений), Мурманской (36), Нижегородской (29) областей и Карелии (26). Общий ущерб составил более 6 миллионов рублей.
Трюк с "заблокированной картой", по словам полицейских, - наиболее распространенный способ вымогательства денег у населения. Как ни странно, в ловушку преступников попадаются как старики, так и продвинутая молодежь. С начала 2014 года раскрыто только 10 процентов совершенных преступлений, 198 уголовных дел приостановлено. Правда, по сравнению с прошлым годом определенный прогресс есть: из 157 зарегистрированных в 2013 году преступлений удалось раскрыть всего три (2,7 процента), приостановлено 108 дел.
- Если потерпевший находится в другом регионе, возбуждение уголовного дела порой затягивается до 3,5 месяца, - пояснил начальник отдела по раскрытию преступлений против собственности Управления уголовного розыска УМВД России по Курганской области Андрей Анфалов. - Много времени уходит на то, чтобы проследить всю цепочку движения средств и наладить взаимодействие с полицией, банками, платежными системами, расположенными на всей территории Российской Федерации.
Однако "мобильные пираты" орудуют не только в Зауралье. Жителей Курганской области, например, постоянно атакуют жулики из Новосибирска, Самары, Республики Коми. По мнению полицейских, любителей легкой наживы объединяет одно - большинство из них уже осуждены и отбывают срок. Не случайно в Зауралье львиная доля преступлений подобного рода зафиксирована в Кургане (131) и Кетовском районе (104), на территории которых находятся три колонии и СИЗО. В Кетовском районе для борьбы с телефонными аферистами даже создали специальную группу из числа сотрудников органов предварительного следствия регионального управления МВД. Впрочем, обманщики есть не только среди заключенных. В Варгашинском районе полицейские вывели на чистую воду целую семью, промышлявшую телефонным мошенничеством.
В УФСИН России по Курганской области не скрывают: среди заключенных действительно немало телефонных аферистов, но нельзя все списывать на колонии.
По данным ведомства, в прошлом году были приняты беспрецедентные меры для предотвращения преступлений среди осужденных. Впервые в исправительных учреждениях установили блокираторы направленного действия для подавления сигналов мобильной связи. Кроме того, с прилегающей территории исправительной колонии № 6 демонтированы базовые станции двух крупных компаний сотовой связи. По запросу УФСИН мобильные операторы отключают абонентские номера телефонов, изъятых у заключенных.
В отношении заключенных возбуждено 14 уголовных дел за "мобильные" мошенничества, троим суд добавил срок, а четырех сотрудников уголовно-исполнительной системы разоблачил отдел собственной безопасности ведомства: они передавали осужденным телефоны.
- Массовые мошенничества с использованием средств связи в колониях просто невозможны, - убежден начальник Управления ФСИН России по Курганской области Ильгиз Ильясов. - В исправительных учреждениях такие аферы быстро раскрываются. Поскольку любое преступление в местах лишения свободы вызывает широкий общественный резонанс, видимо, поэтому создается мнение, что все телефонные аферисты действуют из колоний.
Советы руководителя группы по расследованию мошенничеств с использованием средств сотовой связи старшего следователя по особо важным делам подполковника юстиции Сергея Мирошниченко:
- самые распространенные темы при телефонном обмане: "родственник попал в беду", "вы выиграли приз", "банковская карта заблокирована";
- если "родственник попал в беду", постарайтесь потянуть время и проверить информацию по второму телефону;
- никогда не перезванивайте на номер мобильного телефона отправителя СМС-сообщения, информирующего об операциях с вашей картой;
- ни в коем случае не предоставляйте какую-либо информацию о реквизитах банковской карты, даже о сроке ее действия;
- если вам позвонили якобы из банка и сообщили о блокировке карты или других операциях, сначала проверьте эту информацию;
- если вы уже пришли к банкомату, выясните, работает ли ваша карта.