Конечно, предстоит трудный для зрителя перепад от кинематографического бытоподобия к сценической условности, но наша аудитория, что называется, продвинутая, и мы верим, что театральная эстетика ей не в новинку. Зато выдающиеся спектакли смогут посмотреть и там, где о них знают только понаслышке. И никакие гастроли не охватят столь массовую аудиторию, разбросанную по всему миру.
Первый - "Екатерина Великая" легендарной Свердловской музкомедии. "Убийство, страсть, дворцы и власть - идеальная смесь для голливудского блокбастера или хита Уэст-энда, - писала об этой премьере 2007 года лондонская The Independent. - Русский композитор Сергей Дрезнин все это воплотил в музыкальную историю жизни Екатерины Великой - одного из самых известных и красочных исторических деятелей России. Он претворил путь Екатерины от наивной немецкой принцессы до властной российской императрицы в красочное шоу, включающее полный симфонический оркестр, 45 поющих и танцующих актеров, хор, балет и рок-группу".
Это был дерзкий опыт. В Москве не нашлось театра, который располагал бы столь разнообразными музыкальными средствами, чтобы осуществить практически все музыкальные жанры от православных хоралов и оперных арий до романса, джаза, рэгтайма и рэпа. Постановочная группа во главе с Ниной Чусовой нашла все это в Екатеринбурге. Уровень исполнения столь высок, что один из лучших номеров спектакля "Колыбельная" в исполнении Ольги Кляйн был отобран на телеконкурс Первого канала "Голос".
Это первый на нашей сцене мюзикл-эпос, затрагивающий один из самых амбициозных и драматичных периодов русской истории, когда страна, ведомая "просвещенным деспотом" (императрица, как известно, активно переписывалась с вольнодумцем и богохульником Дидро), неудержимо расширяла свои границы, отвоевывала моря, строила "потемкинские деревни", бунтовала, воровала и предавалась любовным страстям. Странно было бы изучать историю по мюзиклам, но и замысел спектакля и обозначение его жанра - "музыкальные хроники времен империи" - позволили авторам сложить фабулу из узловых моментов жизни и правления Екатерины, обозначив траекторию развития ее характера от романтических надежд к трезвому осознания реальности. И пунктирно, но ярко воплотить главную тему произведения: цена, которую человек платит за безграничную власть. Зритель попадет в беличье колесо русской истории, где все, век за веком, повторяется с дурной закономерностью, меняя лишь внешние приметы времени, но не его человеческую суть.
В этом шоу много ярких актерских работ, в его создании участвовали кроме Нины Чусовой, такие мастера, как дирижер Борис Нодельман, хореограф Татьяна Баганова и художник Павел Каплевич, чьи костюмы удостоены премии "Золотая маска". Премию получила также лучшая исполнительница роли молодой Екатерины Мария Виненкова. "Екатерина Великая" уже семь лет успешно идет в театре, была показана на гастролях в предолимпийском Сочи, а летом ее покажут в Симферополе и Севастополе.
Второй спектакль - "Норд-Ост". С этим названием ассоциируется теракт на Дубровке. Но в числе жертв трагедии - талантливое произведение, которое могло бы стать поворотным пунктом в истории всего русского музыкального театра. Не калька с заграничных образцов, а полностью укорененное в нашей истории, построенное на русском мелосе, пронизанное естественным, непоказным, без наигрыша и пафоса патриотизмом. Жизнеутверждающее и оптимистичное, оно привлекало толпы зрителей, и люди приходили на Дубровку по нескольку раз, чтобы напитаться светлым ощущением страны-семьи. И я давно не видел в наших театрах столь счастливого зала.
Авторы - популярная группа "Иваси": актеры и режиссеры Георгий Васильев и Алексей Иващенко. Они взяли за основу роман Вениамина Каверина "Два капитана", перевели прозу в стихи, музыку написали в традициях Дунаевского и Милютина, русской бардовской песни и романса. И поставили первый в России стационарный мюзикл, рассчитанный на ежедневные представления и с фундаментальными декорациями, встроенными в сцену. Это было рождением режиссеров, прекрасно владеющих сценическим пространством и условностью сложнейшего жанра. Спектакль вышел сюжетно напряженным, в нем сильные характеры и музыкальные диалоги, за которыми следишь, как за детективом. Есть несколько абсолютных шедевров: детские сцены, коммунальная квартира, остроумно придуманный октет (!) четырех (!) героев, квинтет машинисток "Широка страна моя родная". Треть сюжета развивается в школьные годы героев, и была создана детская труппа, поражавшая ребячьим азартом, но совсем не детским профессионализмом. Это огромная работа, ее задача - перенести наш заржавевший и неповоротливый театральный механизм в новый век - и организационно, и технологически, и творчески. Создавалась настоящая школа жанра, и многие из актеров, игравших эту премьеру, потом стали звездами мюзиклов от "Обыкновенного чуда" до "Продюсеров".
Каждый вечер девиз "Бороться и искать, найти и не сдаваться!" возвращал зрителей от сумрака к свету, от апатии к действию, от упаднических стонов к жизни. Сами авторы спектакля действовали по этой формуле - шли со своей командой в толпе скептиков, которые были уверены: мюзикл не наш жанр, ничего не выйдет. И победили с сухим счетом: родился русский мюзикл - событие историческое. Все это погибло вместе с жертвами теракта. И страна ничего не сделала, чтобы спектакль вернуть, возродить, доказать миру, а главное, себе, что мы живы, сильны духом и не согнемся ни перед какими ударами.
Прошло почти 14 лет после трагедии. Авторы спектакля и тысячи его зрителей по-прежнему верят, что однажды он вернется на сцену. Если бы подобная трагедия случилась во время представления не "Норд-Оста", а, допустим, "Гамлета" - что, Шекспира перестали бы у нас играть?