10.04.2014 03:15
    Поделиться

    В Москве объявлены победители конкурса "Инновация"

    Церемония награждения победителей конкурса "Инновация" в этом году проходила в Музее Москвы. Команда под началом режиссера Андрея Сильвестрова не первый год работает на "Инновацию". И работает - инновативно. С каждым годом церемония становится все эффектнее, мощнее, крепче. Помещение одного из цехов знаменитого комплекса Провиантских складов преобразила инсталляция Степана Лукьянова. Специально для церемонии композитор Ираида Юсупова написала несколько песен на стихи Андрея Родионова - их исполнили артисты "Кабаре безумного Пьеро". Вел церемонию Сергей Чонишвили. За видеоаттракцион отвечала Антонина Баевер.

    Два лауреата были известны еще до начала церемонии. Премия "За творческий вклад в развитие современного искусства" присуждена Владиславу Мамышеву-Монро (посмертно). Награду "За поддержку современного искусства" получил Шалва Бреус и фонд "АртХроника". Фонд "АртХроника" - это и Премия Кандинского, и реконструкция кинотеатра "Ударник", которая должна превратить его в частный музей  отечественного современного искусства, и издание книг по истории современного искусства. Как пошутил Шалва Бреус, "это классическая петля софистов: чтобы получить премию современного искусства, надо учредить премию современного искусства".

    В номинации "Кураторский проект" лучшей названа выставка "Реконструкция", сделанная Еленой Селиной. Дистанция прошедших лет позволила художественную жизнь в 1990-е в России пережить, обдумать, увидеть заново. Чтобы понять, что архивация и изучение ее только начинается.

    В номинации "Региональный проект" победа досталась Краснодару, где художественная группировка ЗИП организовала Краснодарский институт современного искусства (КИСИ). Художники, выйдя получать премию шумной командой, порадовались, что "нагайка станет не самым главным произведением искусства, произведенным на Кубанской земле".

    В номинации "Теория, критика, искусствознание" премию получил Дмитрий Булатов, собравший антологию "Эволюция от кутюр: искусство и наука в эпоху постбиологии. Часть 2. "Теория". В книге собраны теоретические статьи о технобиологическом искусстве тридцати известных в мире авторов.

    В номинации "Новая генерация" фаворитом оказалась видеоработа Саши Пироговой "Библимлен", в которой территорией современного танца становятся холлы, читальные залы, хранилища … библиотеки. Точнее - Российской государственной библиотеки. Что, в общем, по-своему логично. В библиотеке особо не поговоришь - тут люди читают, думают, радуются книжкам. В общем, делом заняты. Поэтому в этом тихом большей частью царстве язык пластики, угловатой, неловкой, почти гротескной, оказывается очень даже кстати. Он отлично рассказывает о телах, которые живут в мире книг (буквально), приспосабливаясь к вселенной стеллажей, ящиков каталогов, движению "подъемников" в хранилище. А также - об эмоциях, которые рождают мысли, и о книгах, что порождают страсти. Танец, балансирующий между акробатикой, пантомимой, экспрессивной мимикой, выглядит той речью, которой легче всего изъясняться людям, которым иногда легче общаться с книгами, чем с себе подобными.

    Кроме приза в номинации "Новая генерация", Саша получила еще специальный приз посольства Франции в России - возможность три месяца жить и работать в арт-резиденции в Париже.

    Также фонд Stella Art Foundation вручил свой приз молодым художникам Софье Гавриловой и Алексею Корси за работу "Кому принадлежит тень от зонтика…".

    Премия в номинации "Произведение визуального искусства" отдана проекту Юрия Альберта и Екатерины Деготь "Что этим хотел сказать художник?". Получая премию, Юрий Альберт поблагодарил всех, кто помог состояться проекту, жанр которого он определил как "инсталляцию, изображающую выставку произведений искусства". Он вспомнил, как наступала пауза, когда они с Екатериной Деготь излагали свой план, люди замолкали, колебались, тем не менее помогли состояться проекту.

    "Отдельное спасибо - тем, кто писал тексты, - добавил автор. - Текстов я заранее не видел. Прочитал их за два дня до открытия выставки. Надо признаться, я испытал сложное чувство. Потому что не был согласен с тем, как они объясняли мои произведения". "Что они пишут? Они меня не понимают", - вспоминал он о своей реакции. А потом решил, что это и хорошо: "На этом именно и строится искусство - на спорах, несогласии, разных точках зрения. Чем больше точек зрения, тем больше точек опоры. Искусство устойчиво, когда существует разномыслие. И не только искусство, но и общество, и государство. Чем больше разных позиций, тем общество крепче".

    Поделиться