После принятия конституции, установившей в республике парламентско-президентскую форму правления, кадровая политика правительства зависела от законодателей. Де-факто премьер-министр не мог назначить или уволить члена кабинета без согласования с правящей коалицией, которая выдвигала на руководящие посты своих кандидатов. Но этот порядок, как утверждают в парламенте, был изменен.
- Председателю правительства следует ставить в известность лидера фракции об отзыве ее выдвиженца, работавшего министром, но решение премьер будет принимать самостоятельно, - поясняет лидер коалиции большинства Феликс Кулов. - Не требуется никаких согласований или предварительных консультаций. Решил уволить - значит, уволил. Со своей стороны мы можем рекомендовать кого-то другого.
Как выяснилось, самостоятельность премьер-министра в кадровой политике была за-креплена в соглашении между участниками правящего большинства в парламенте. На этом настоял президент Киргизии Алмазбек Атамбаев, когда встречался с лидерами фракций, чтобы вручить социал-демократической партии (СДПК) мандат на формирование коалиции. Депутатские группы, кроме того, утратили право назначать своих кандидатов на посты глав государственных агентств и служб. Однако фракции имеют возможность требовать выполнения их программ.
Предшественник Джоомарта Оторбаева на посту главы правительства, Жанторо Сатыбалдиев, напомним, неоднократно заявлял, что испытывает давление со стороны парламентариев, требовавших назначить на ту или иную должность своих родственников или выдвиженцев. Новый премьер, в свою очередь, заявил, что кадровый отбор необходимо осуществлять по профессиональным качествам.
- Мы должны быть одной командой, но при этом нет ничего зазорного в том, чтобы высказывать свое мнение, - подчеркнул Оторбаев. - Не надо бояться это делать, я очень хочу ввести демократические принципы в правительстве. Однако все члены правительства должны быть государственниками, выполнять поставленные цели - работать на развитие страны, борьбу с преступностью, реформы в социальном секторе, здравоохранении и образовании. Те, кто не сможет выполнять эти задачи, будут уволены.
Освобожден от должности главы Государственной налоговой службы Исхак Масалиев. Он уволен по собственному желанию после того, как Оторбаев раскритиковал качество работы фискального ведомства в связи с недостаточным сбором средств по итогам первого квартала.