В Камчатском, Приморском и Хабаровском краях, Амурской и Еврейской автономной областях, то есть на территории, подконтрольной Дальневосточному управлению Ростехнадзора, 20 процентов ГТС - 90 из имеющихся 448 - относятся к бесхозяйным.
- Наши данные по количеству таких объектов не совпадают с цифрами, предоставляемыми субъектами РФ, - сообщает заместитель руководителя управления Юрий Кадочников. - Власти регионов самостоятельно уменьшают число бесхозяйных ГТС на своей территории, переводя их в разряд естественных водных объектов либо относя к категории разрушенных и потерявших свое назначение. Причем изменение статуса должным порядком не оформляется. А ведь нужны акты обследования, фотографии и документы, подтверждающие, что такое сооружение не представляет угрозы и его существование не несет негативных последствий для третьих лиц.
Прошлогодний аномальный паводок создал множество проблем. И одна из них - временные защиты. Чтобы уберечь города, поселки и хозяйственные объекты в ЕАО, Амурской области и Хабаровском крае, летом и осенью 2013-го спешно, нередко методом народной стройки, возводились десятки дамб и подпор. Практически все они сохранены, на некоторых проводят дополнительные работы по укреплению. Однако ни одно из этих сооружений до сих пор не имеет никакого статуса.
- ГТС являются потенциально опасными объектами, несущими угрозу жизни и здоровью населения. Во время катастрофического паводка были аварийные сработки и прорывы нескольких дамб, - напоминает начальник Дальневосточного регионального центра МЧС России Александр Соловьев. - Если какие-то водохранилища не нужны, надо принудительно спускать из них воду. Если нужны, значит, должен появиться хозяин, который займется содержанием этих ГТС.
Ростехнадзор предлагает быстрый путь решения проблемы. В соответствии с федеральным законом "О безопасности гидротехнических сооружений" ответственность за эксплуатацию, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт бесхозяйных ГТС возложена на исполнительные органы власти субъектов РФ.
- Если придать статус бесхозяйных временным дамбам и сооружениям, то появится шанс обеспечить их эксплуатацию хотя бы на уровне региона, - считает Юрий Кадочников. - В дальнейшем необходимо зарегистрировать их в установленном порядке, определить собственников. И затем провести изыскательские, проектные и строительно-монтажные работы по достройке этих ГТС, если требуется.
Справка "РГ"
Осенью 2013 года, после паводка, были проведены внеплановые проверки для оценки технического состояния гидротехнических сооружений, находившихся в зоне подтопления. На 31 обследованном объекте (в том числе шести бесхозяйных) выявлены 225 случаев нарушения норм и правил в области безопасности ГТС.