Новости

10.04.2014 03:42
Рубрика: Экономика

Бестяхский тупик

На достройку железной дороги в Якутии не оказалось денег
На завершение строительства железнодорожной линии Томмот - Нижний Бестях в Якутии с осени прошлого года не выделено ни копейки.

Одноколейка должна соединить центральную часть республики с БАМом и Транссибом. Конечная станция Нижний Бестях строится на берегу Лены напротив Якутска, где расположен крупный речной порт. И хотя через реку будет проложен только автомобильный мост, доставка грузов по железной дороге почти до столицы Якутии упростит и удешевит их дальнейшую транспортировку на север, в арктические районы.

Теперь исполнение этих планов отодвигается как минимум на год. В конце марта судебные приставы арестовали за долги часть имущества головного исполнителя работ на объекте - корпорации "Трансстрой-Восток". По их данным, общая сумма задолженностей превысила 85 миллионов рублей. На деле долги намного серьезнее. Предприятие с миллиардными оборотами оказалось в предбанкротном состоянии.

- "Трансстрой-Восток" должен был завершить работы в 2012 году, - заявил глава региона Егор Борисов. - Потом перенесли срок сдачи на 2013-й. А сейчас ситуация складывается таким образом, что могут не закончить и в 2014-м.

По его оценке, причиной переноса сроков стало безответственное отношение генподрядчика к объекту. Эту позицию поддерживают и в министерстве транспорта республики. Там подсчитали, что "из-за недостаточного разворота работ генподрядчиком и отсутствия сметной документации" в прошлом году не было освоено почти 3,3 миллиарда рублей. Эти деньги перенесены на нынешний год.

- На 2014-й общий план составляет почти четыре миллиарда. Но по итогам трех первых месяцев работы выполнены только на 107,8 миллиона рублей, - отметил руководитель профильного отдела минтранса Николай Аржаков.

Основной исполнитель проекта оказался виноватым не только перед республикой, но и перед субподрядчиками. По словам руководителя одной из подрядных организаций Василия Фоменко, не получив деньги за выполненные работы, под процедуру банкротства попали 14 из 30 предприятий, задействованных на стройке.

Ситуация накалилась до такой степени, что недавно владельцы предприятий-подрядчиков провели митинг с требованием рассчитаться с ними. В руках они держали плакаты, адресованные руководителям генподрядной организации: "Побойтесь Бога!".

Работы должны были завершить в 2012 году. Потом перенесли срок сдачи на 2013-й. Сейчас ситуация складывается таким образом, что могут не закончить и в 2014-м

Строительство линии до Якутска в рваном ритме ведется с 1985 года. Были периоды, когда государство оказывалось не в состоянии оплачивать работы. Тогда генподрядчик, чтобы не разбежались специалисты, брал кредиты и финансировал стройку сам.

В 2005 году проблемы финансирования были решены на самом высоком уровне. На объект выделили 48,5 миллиарда рублей. Почему же теперь, когда у заказчика, Росжелдора, есть деньги, а оставшиеся работы можно выполнить менее чем за год, все остановилось?

- Изначально стройка оценивалась не в 48,5, а в 49,5 миллиарда, - отмечает руководитель "Трансстрой-Восток" Александр Дудников. - Однако, когда разразился кризис, почти миллиард с объекта сняли без объяснения причин, хотя объемы работ остались прежними. Добавлю к этому, что мы работаем без индексаций, в ценах 2010 года. Поэтому денег не хватает ни на что.

На отставание от графика повлияло еще одно обстоятельство, в котором при всем желании не обвинишь строителей. Три года назад по инициативе местных властей был изменен проект электроснабжения станции Нижний Бестях. Первоначально там планировали поставить автономные источники, однако в итоге решили запитать объекты от централизованной системы. Корреспондент "РГ" присутствовал на совещании, где принимали это решение. Его участники отмечали, что на перепроектирование уйдет год. Сошлись на том, что лучше потерпеть годик, но сделать все по уму.

Все остальное уже наслаивалось на два этих ключевых момента. В итоге стройка пошла вразнос.

- Из-за того, что сроки работ затянулись, мы с сентября прошлого года не получили от заказчика ни копейки, - отмечает Александр Дудников. - Создана комиссия, которая будет принимать решения. Но пока она создавалась, мы не получили и авансирования на 2014 год. Нужно больше миллиарда (это как раз сумма 30-процентного аванса), чтобы рассчитаться с субподрядчиками и закупить необходимые материалы. И если мы до конца апреля не решим финансовые проблемы, в этом году дороги точно не будет.

"Трансстрой-Восток" входит в структуру корпорации "Трансстрой", у которой на территории республики есть и другие "дочки". Поскольку дела у основного исполнителя проекта пошли в минус, его роль недавно передали компании "Еловское Трансстрой". Туда же в качестве руководителя перевели Дудникова. По простой причине: нет в Якутии человека, который знал бы нюансы этой стройки лучше него. Он отработал на ней четверть века - с первых колышков.

- Теперь все зависит от заказчика, - говорит он. - Если мы хотим успеть до конца года, надо подписывать дополнительное соглашение, выделять аванс и продолжать работу.

Власти республики с такой постановкой вопроса согласны. Что решит заказчик стройки - известно только ему.

Кстати

Многие участники стройки говорят о том, что к ней охладели и федеральные ведомства, и местная власть. Эти наблюдения объяснимы. Для Москвы тупиковая станция в Нижнем Бестяхе мало что значит, а прокладка рельсов дальше, до Магадана, отодвигается в такое неопределенное будущее, что стала экзотическим проектом.

Что же касается якутских чиновников, их пыл могло остудить решение федерального центра строить через Лену не совмещенный железнодорожно-автомобильный мост, а только автомобильный. Это значительно снижает эффект от прихода рельсов в Якутию, поскольку транспортно-логистический узел Нижний Бестях - Якутск останется разорванным.

Экономика Транспорт Железные дороги Филиалы РГ Дальний Восток ДФО Якутия