Новости

10.04.2014 06:22
Рубрика: Экономика

В нашу гавань приглашают корабли

Для создания на Камчатке порта-хаба есть все предпосылки
Россия, морская держава, один из крупнейших добытчиков углеводородного сырья, занимает ничтожную долю в мировых транспортных перевозках и не имеет своих рынков бункеровочного топлива. Для сравнения: Сингапур ежегодно продает около 45 миллионов тонн мазута на заходящие в свой порт суда.

Ситуацию во многом может изменить создание на Камчатке порта-хаба для Северного морского пути. Об этой перспективе, с которой власти региона связывают будущее полуострова, говорилось на международной конференции в Петропавловске-Камчатском "Новый взгляд на морские перевозки между Европой - Азией - Америкой".

Пример успешных действий РФ по созданию на Дальнем Востоке порта-хаба уже есть. Речь идет о поселке Славянка в Приморском крае, где сформирован крупный пересадочный и перегрузочный транспортный узел. С лета 2013-го туда для бункеровки заходят суда мировых морских корпораций, работающих в транспортных коридорах между Америкой, Юго-Восточной Азией и Европой.

Каждый такой заход приносит порту и поселку ощутимую прибыль. У Петропавловска-Камчатского есть все предпосылки, чтобы применить этот опыт у себя.

- Для успеха бункеровочному хабу необходимы три составляющие: расположение, поддержка властей, соотношение качества и количества в бункеровке, - заявил генеральный менеджер сингапурской компании "Hin Leong Trading Pte. Ltd" Вонг Сэ Мэн.- Что касается первого пункта, то расположение на Северном морском пути порта Петропавловск-Камчатский идеально. Оно удовлетворит и тех, кто только собирается пройти по СМП, и тех, кто возвращается с него. Думаю, что проблем с поддержкой государства также не возникнет. Соблюдено и третье условие: в России есть возможность организовать быструю бункеровку хорошего качества и в нужном объеме.

Расположение порта Петропавловск-Камчатский на Северном морском пути идеально. Кроме того, есть возможность организовать здесь быструю бункеровку хорошего качества и в нужном объеме

Между тем на рейде Петропавловска-Камчатского прошла первая бункеровка в рамках реализации проекта хаба. Танкер "Леда-ДВ" заправил топливом сухогруз "Aliki P" норвежской компании "Western Bulk". Это не разовая операция. Компания специально изменила свои маршруты для того, чтобы ее суда заходили в бункеровочные хабы Петропавловска и Владивостока.

Убедить зарубежных судовладельцев использовать наши порты для заправки - только начало, замечают эксперты. Если сумеем показать им, что флот может получить здесь весь набор услуг, то дальше можно говорить о переработке грузов, которые идут в Европу из стран АТР либо в обратном направлении. А это уже совсем другие возможности.

По словам гендиректора ОАО "Петропавловск-Камчатский морской торговый порт" Ивана Капралова, в прошлом веке порт по сути уже выполнял функции хаба, служил опорным пунктом на северо-востоке.

- В 1980-е годы развитие Северного морского пути достигло своего пика, - напомнил он. - Именно в это время в нашем порту шло активное развитие инфраструктуры под обеспечение этого направления. И каждый судовладелец знал, что есть безопасная гавань на Камчатке, куда можно зайти и получить необходимое обслуживание.

В XXI веке Петропавловск-Камчатский может снова стать ключевым пунктом для депонирования и перевалки грузов на Дальнем Востоке. Правда, местному порту необходимо модернизировать инфраструктуру, причалы, провести дноуглубительные работы, что требует времени и средств. Но пока эти планы будут воплощать в жизнь, возможны переходные варианты.

Например, президент группы "Транзит-ДВ" Игорь Польченко рассказал о новых технологиях работы с грузами. Речь идет о рейдовых перегрузочных комплексах. Они производят погрузку и разгрузку судов прямо на рейде без швартовки у причала. Это позволяет обслуживать суда с большой осадкой даже в тех портах, где нет подходящих глубоководных причальных сооружений.

К слову, Авачинская губа - вторая в мире по величине бухта после залива Гуанабара, на берегу которого стоит Рио-де-Жанейро. Как говорят камчатские портовики, она могла бы вместить весь торговый флот мира. Но этот потенциал пока мало используется. Сегодня грузооборот торгового порта Петропавловска - 1,2 миллиона тонн грузов в год при расчетной мощности 3,7 миллиона. Ожидается, что создание порта-хаба позволит увеличить грузооборот до восьми миллионов тонн в год.

Экономика Транспорт Водный транспорт Филиалы РГ Дальний Восток ДФО Камчатский край Петропавловск-Камчатский