Соцслужбы Ленобласти: Компенсации льготникам могут ограничить

В редакцию "Российской газеты" обратился житель Приозерска Владимир Козлов. Он - федеральный льготник, служил в подразделениях особого риска (участвовал в испытаниях на Семипалатинском полигоне). Владимир Константинович имеет право на 50-процентную компенсацию коммунальных услуг. Однако за отопление нашему читателю компенсируют только четверть размера платежа.

Участники подразделений особого риска - льготники особые. О службе на закрытых объектах до перестройки говорить было не принято, нередко людям вместо льгот или грамот вручали подписки о неразглашении. В 1991 году ситуация изменилась. По нескольким пунктам служащих таких объектов приравняли к ликвидаторам аварии на Чернобыльской АЭС. Сейчас участники подразделений особого риска имеют целый набор льгот, среди которых санаторно-курортное лечение, скидки на проезд в общественном транспорте.

В Приозерске проживают 258 участников подразделений особого риска, трое из них после службы на таких объектах остались инвалидами. Все они получают 50-процентную компенсацию на услуги ЖКХ, и только Владимир Козлов - 25-процентную на отопление (а это все-таки самая большая статья коммунальных расходов).

В 2011 году Владимир Константинович каким-то чудом добился перерасчета, но потом, сколько ни ходил по инстанциям, в 50-процентной скидке на отопление ему отказывали. Может быть, произошла ошибка?

- Никакой ошибки при начислении компенсации Владимиру Козлову нет. 50-процентная компенсация участникам подразделений особого риска выплачивается на основании Федерального закона N 1244-1. В пункте 3 статьи 14 сказано, что рассчитывается она в пределах социальных норм и распространяется как на самого льготника, так и на проживающих с ним членов семьи. С 2009 года, то есть после монетизации, льготники стали получать компенсацию. В феврале 2014 года ее сумма у Владимира Козлова составила 2292 рубля 51 копейку. Если бы он числился региональным льготником, то выплата не превысила бы 649 рублей. Возможно, в 2011 году организации ЖКХ произвели перерасчет, исходя из общей площади квартиры без учета социальной нормы. Но это является нарушением федерального законодательства, - объяснила корреспонденту "РГ" председатель комитета по социальной защите населения Приозерска Валентина Кузнецова.

Уполномоченный по правам человека в Ленинградской области Сергей Шабанов подтвердил: в деле Владимира Козлова нарушений нет, местные власти совершенно правильно подходят к начислению компенсации для него.

Владимир Константинович проживает один в трехкомнатной квартире. Счет за воду, газ или электричество выставляется по счетчикам - в зависимости от того, сколько этих ресурсов потребили. По этим статьям Козлов получает положенную компенсацию в 50 процентов. Плата за отопление же зависит от размеров квартиры. У нашего героя жилплощадь - почти 60 квадратных метров. Но компенсацию ему рассчитывают по социальной норме - 33 квадратных метра. С них он и получает 50-процентную скидку, а за оставшиеся платит по полной стоимости. Так и получается, что в сумме ему компенсируют только четверть затрат.

Ситуация достаточно редкая, но не единичная. Поскольку льгота распространяется на членов семьи, то обычно получается, что в совокупности жилищная норма на каждого проживающего в квартире не превышена. Стоит отметить, что по такому же принципу компенсации начисляются всем федеральным льготникам, в том числе ветеранам Великой Отечественной войны, узникам фашистских лагерей и блокадникам.

Справка "РГ"

Социальная норма для человека, который живет один, составляет 33 квадратных метра, для семьи из двух человек - 42, из трех и более - по 18 квадратных метров на каждого.