Дмитрий Тюрин: "Жажда" - это рассказ про то, что "мы своих не бросаем"

Режиссер Дмитрий Тюрин - дебютант в "большом кино". До фильма "Жажда" в его послужном списке значились работы на телевидении, сериалы, короткометражки, учёба на курсе режиссера режиссера Владимира Бортко и работа на нефтяных месторождениях в Сибири после окончания Уфимского нефтяного университета.

Накануне показа своей картины в конкурсной программе "Дубль дв@" Дмитрий Тюрин ответил на вопросы корреспондента "РГ".

На онлайн-фестивале "Российской газеты" вашу картину смогут посмотреть десятки тысяч зрителей в России и за ее пределами. Что бы вы хотели сказать им перед просмотром? Кому адресуете фильм?

Дмитрий Тюрин: Любой автор хочет, чтобы у его фильма была аудитория разного возраста и разных социальных слоев, интеллектуального уровня. Мы много поездили по фестивалям и могу сказать, что видел на показах в Таллине, Тбилиси, Варшаве, Ярославле разную публику - и молодых, и пожилых. Хорошо принимали фильм и те, и другие.

Сейчас все кино поделилось на две категории: либо артхаус, фестивальное кино "не для всех", либо мейнстрим, жанровое кино для массового зрителя. Когда мы начинали картину, продюсеры спрашивали меня, в каком ключе я ее вижу. Я сказал, что хочу попытаться сделать такую, чтобы объединила обе аудитории, и чтобы каждый зритель мог найти что-то свое. Конечно, многие авторы об этом задумываются. Но мне помогает драматургия Андрея Геласимова: в ней много пластов. Надеюсь, что неискушенный, непредвзятый зритель прочитает эту историю на эмоциональном уровне и увидит рассказ про трех друзей, про то, что "мы своих не бросаем". Мне кажется, это важный посыл. А те, кто хочет поразмышлять и покопаться, в чем-то разобраться, думаю, тоже найдут свои темы.

Какую оценку вы себе поставили бы за это кино?

Дмитрий Тюрин: Ничего себе вопросик! Мне сложно себя оценивать. Любой ответ будет кокетством. Наверное, четверку бы поставил.

Немного об истории создания фильма?

Дмитрий Тюрин: Андрей Геласимов рассказывал мне, что в 90-е годы он преподавал в институте, и часть ребят с курса ушла на чеченскую войну. Вернулись они уже другими людьми и делиться воспоминаниями о том, что с ними там было, не захотели. Поэтому, чтобы разобраться, он придумал свою историю. Я уже был знаком с материалом, прочитал повесть "Жажда" еще несколько лет назад, но структурировать поток мыслей Геласимова сложно. Счастье для нас, что он оказался еще и хорошим сценаристом. Мне предложили снять фильм, и я не мог не согласиться.

Как оценил фильм Андрей Геласимов?

Дмитрий Тюрин: Когда он посмотрел первый вариант монтажа, то сказал, что больше не будет писать сценарии, и я понял, что ему не понравилось. Это был, действительно, затянутый вариант. Я удалил несколько лишних сцен, перемонтировал картину, и второй вариант он принял хорошо. А потом присутствовал на нескольких кинофестивальных показах.

У вас была господдержка?

Дмитрий Тюрин: Это кино целиком снято на государственные деньги.

Где снимали?

Дмитрий Тюрин: В Петербурге. Но открыточных, "плакатных" видов Северной Венеции вы в фильме не увидите. Это сделано намеренно.

Главные герои прошли через кастинг?

Дмитрий Тюрин: Был большой и честный кастинг, без заранее выбранных любимчиков. Ребята приходили на пробы и, как часто бывает, после того, как просмотрели очень многих актеров, мы вернулись к первым претендентам.

Кого приглашали писать музыку?

Дмитрий Тюрин: Музыка взята из компьютерной игры "Машинариум". Я подсмотрел ее на пробах у Светы Марцинкевич, скачал себе, а когда на одном из уровней ("Бабочка в оранжерее") услышал мелодию, понял: это и есть то, что надо. Так же, как и наш герой, персонаж игры ходит по странному, иррациональному пространству и ищет выход. В этом есть какая-то загадочная взаимосвязь.

Благодаря тому, что музыка не написана специально к фильму, она несколько отстраненная и оттого ненавязчивая. В ней первая половина минорная, а вторая мажорная, более светлая. Так же, как и лицо у Кости: одна сторона - сплошной шрам, а вторая еще похожа на человеческое лицо. Мы нашли автора этой композиции Томаша Дворака в Чехии, купили у него права и сделали аранжировку, но очень аккуратно, чтобы не сломать этот хрустальный саунд. По отзывам зрителей в Интернете выяснилось, что в России довольно много поклонников этой игры, которые сразу узнают любимую композицию.

У главного героя обожжено лицо. Много времени уходило на грим?

Дмитрий Тюрин: Было разработано три варианта грима: полный для крупных планов (самый достоверный и дорогой), лайт-грим для общих планов и грим "левая сторона" (самый дешевый, но героя при этом мы должны были видеть только с левой, менее обожженной стороны). Полный и лайт-грим отличались в первую очередь качеством материала, и тем, что лайт можно было использовать повторно. Но оба они состояли из трех частей, покрывали всю правую сторону лица, уха, височной доли и шеи. Нам пришлось даже выбрить актеру часть волос на голове, и ему приходилось скрывать свою "прическу" под бейсболкой.

Чтобы зритель смог почувствовать себя на месте героя, решили использовать субъективную камеру: вы всё видите как бы глазами Кости. Специально была разработана конструкция, позволяющая крепить камеру, аккумуляторы и радиофокус на голову оператору. Вес ее более 10 килограммов - поэтому оператор надевал еще и специальный корсет, чтобы защитить позвоночник. Сцена репетировалась сначала с артистами, затем оператор запоминал и повторял действия актеров.

Пишут, что "Жажда" - это русский аналог "Трех товарищей" Ремарка и "Фиесты" Хемингуэя.

Дмитрий Тюрин: Еще "Белорусский вокзал" вспоминают. Нет, эти сравнения не от меня идут. Честно говоря, я не думал об этом, когда снимал.

Вы работали на петербургском телевидении. Расскажите, где учились, чем занимались еще, что сняли?

Дмитрий Тюрин: Мне 37 лет. Я вырос в небольшом уральском металлургическом городке Аша Челябинской области. В Санкт-Петербургский университет кино и телевидения приехал поступать из Сибири. Окончил курс режиссера Владимира Бортко. Во время учебы снимал короткометражки. Затем - сериалы. Работал на телевидении. "Жажда" - мой дебют в полнометражном кино. На Первом канале планируется показ фильма "У бога свои планы" - это так называемый телемуви. Я снял его еще в 2012 году (фильм получил первый приз на конкурсе "ТВ-шок" на фестивале "Киношок". - "РГ").

Работа с Андреем Геласимовым оказалась настолько увлекательной, что мы решили ее продолжить. Снимаем 8-серийный фильм для Первого канала "Обмани, если любишь" по его книге "Год обмана". Если сравнивать с "Жаждой", это совсем другая история: она веселая и грустная, и с еще более молодыми героями.

Факты
  • Над фильмом "Жажда" работали петербургские художники Владимир Светозаров и Марина Николаева ("Идиот", "Турецкий гамбит", "Мастер и Маргарита", "Тарас Бульба", "Петр Первый. Завещание"). Рисунки сделала Доротея Шемякина, дочь Михаила Шемякина.
  • Андрей Геласимов - автор книг "Рахиль", "Дом на Озёрной". В 2009 году стал лауреатом литературной премии "Национальный бестселлер" за роман "Степные боги.