Старые месторождения нефти и газа в Западной Сибири рано или поздно истощатся. Придется переходить к новым, но их освоение сталкивается с трудностями. Что нужно делать, чтобы их преодолеть?
Иван Грачев: Государство обязано стимулировать освоение новых месторождений. Причем с учетом того факта, что эти месторождения часто бывают неконкурентны в сравнении с добычей на готовом месторождении. И тут надо либо смириться с падением добычи, либо идти на неизбежные расходы, поддерживая статус главной топливной державы мира. При этом непременно нужно расширять весь спектр экономики, развивая перерабатывающие отрасли, в первую очередь - инновационные.
Необходим особый подход к новым месторождениям с учетом огромных расстояний и сложности. Следует также учесть, что рынок природного газа даже более сложный, чем рынок нефти. Однако до 70% цены добываемого газа составляют в совокупности различные налоги. При чрезмерно плотном фискальном режиме осуществлять освоение в сложных географических условиях, особенно в начальной стадии, практически невозможно.
Есть еще и Арктический шельф, богатый углеводородами. Что делается, чтобы облегчить компаниям доступ к шельфу?
Иван Грачев: Требуется изменение и дополнение большого пакета нормативно-правовых актов. Это касается и морского судоходства, и снятия ограничений на передачу имущественных прав на искусственные острова, и введения упрощенного порядка пересечения госграницы. И решение еще многих вопросов, касающихся и состава пользователей участков недр, и градостроительной деятельности, экологической и промышленной безопасности, ряда положений государственной экспертизы. В общем, перечень солидный - подстать самой задаче. И надо в короткие сроки корректировать сразу с десяток законов. Естественно, что при обычном течении событий эти законы попадут примерно в семь-десять различных комитетов Госдумы, и поправки получатся несинхронизированные и, скорее всего, будут противоречить друг другу. Следовательно, чтобы на уровне Думы делать эту работу эффективно и системно, необходимо ее скоординировать. И окончательное решение, что логично, должно приниматься на уровне председателя Госдумы. Потому что при спорах между председателями комитетов никак профессионально из этой ситуации не выйдешь.
Учитывая, что освоение Арктического шельфа - задача многоуровневая, сложная - можно представить, как это будет согласовываться, если превентивно все не интегрировать, не создавать некую координирующую структуру, как сегодня мы предлагаем сделать в Госдуме. Причем, я уверен, что если сделать структуру ранга агентства, - ничего она не решит. Противоречия будут возникать и на уровне министров, и даже вице-премьеров. Реальным арбитром в таких спорах может выступить только президент. Соответственно, на мой взгляд, желательно, чтоб это была структура, выходящая непосредственно на главу государства. А такая готовая структура уже есть - это комиссия по ТЭК при президенте, которая может быть наделена соответствующими полномочиями.
Газа мы добываем много, он у нас относительно дешевый. Так почему же для потребителей газ, электроэнергия, тепло с каждым годом становятся все дороже?
Иван Грачев: Сегодня в сфере ЖКХ выстроена целая индустрия по присвоению средств ресурсоснабжающих организаций. Неразбериха на уровне законов и норм, огромное количество непрозрачных структур - управляющих компаний, - которые управляют не имуществом домов, а деньгами, причем без банковской лицензии.
Схема такая: создают на полгода управляющую компанию, она собирает деньги и не расплачивается с поставщиками тепла. Потом банкротится. Потом те же люди создают следующую компанию. А платить за все заставляют жильцов. Для управленцев это "золотое дно" - в России 61 млн квартир и индивидуальных жилых домов! Если управляющая компания не заплатила долги поставщикам - следующим шагом их будет за счет различных ухищрений залезть глубже в карман рядового плательщика.
Насколько эффективен закон об энергосбережении?
Иван Грачев: Пока среди депутатов по этому закону существуют значительные разногласия. Проблема в том, что такие документы часто готовятся экспертами, стремящимися привить России западные нормы. Но при этом даже из тех же, зарубежных, норм, изымаются важнейшие составляющие, например, когда речь идет о модернизации электрических сетей или санации зданий и их утеплении. Это главное звено в мероприятиях по энергосбережению в Европе, в частности в Германии. Кстати, в Москве у нас был использован немецкий опыт - помните, реконструировались в столице общежития, затем жилые дома в Домодедово. Да, это требует затрат, разумеется. Но разве дешевле отапливать ветхий фонд и тем более - расселять? Деньги надо заставить работать. Так вот, в рекомендациях большинства экспертов, по чьим калькам закон кроился, стержневые меры из перечня просто изымались со ссылкой на то, что они требуют "значительных инвестиций". А в качестве "эффективных мер для России" предлагались "низкозатратные мероприятия в виде новых тарифных схем и информационных программ". И в итоге закон получился таким, каким он получился. А тарифы растут под различными предлогами, хотя население, повторюсь, в основном платит дисциплинированно.
Как вы относитесь к появлению в России энергосервисных компаний, которые берутся оптимизировать энергозатраты производителей в обмен на средства, полученные от экономии?
Иван Грачев: Пока это, к сожалению, единичные случаи. Я бы посоветовал им глубже изучить опыт аналогичных компаний в Германии. Немцы в этой области добились серьезных успехов. Большинство энергосервисных проектов финансируется за счет долгосрочных кредитов. Широко также используется практика предоставления оборудования в лизинг компаниями-производителями. Большую часть рынка энергосервисных услуг заказывают органы публичной власти. При этом интересно, что в западной практике такие энергосервисные контракты финансируются в большей своей части за счет заказчика.