Проект представлял собой техническую модернизацию 16 котельных, эксплуатируемых "Теплоэнерго", общей мощностью около 230 МВт, некоторые находились в состоянии, близком к критическому. Самая старая из котельных была построена более 70 лет назад. Котельные снабжали теплом 55 инфраструктурных объектов и около 600 многоквартирных домов, в которых проживает 70 тыс. жителей.
Общий объем инвестиций в проект превысил 1 млрд руб., при этом ожидаемая экономия от модернизации составит более 300 млн руб. в год. Контракт был заключен на 7 лет, после которых весь экономический эффект будет оставаться у "Теплоэнерго".
В начале проекта было демонтировано все оборудование котельных за исключением единичных котлоагрегатов на объектах, требующих безостановочной работы. Затем был произведен монтаж нового оборудования всех систем котельных (теплотехническая, электрическая система автоматики и химическая водоочистка, также были смонтированы новые дымовые трубы). Вторым этапом на котельных с непрерывным циклом нагрузка была переведена на вновь смонтированное оборудование и был выполнен оставшийся демонтаж старого оборудования с установкой оставшейся части нового теплотехнического оборудования.
Проект позволил выявить несколько общих проблем энергосервиса в коммунальной энергетике. Одной из главных являются малые мощности (от 0,5 до 20 Гкал/час), а также разнесенные по местности объекты - потребители тепловой энергии, что приводит в конечном итоге к удорожанию тепла для конечных потребителей.
С организационной стороны можно также сделать несколько выводов. Прежде всего, при наличии более чем одного объекта не следует отдавать весь проект одному генподрядчику. Принцип соревновательности - это хеджирование рисков срыва сроков реализации проектов в пределах межотопительных сезонов. Также рекомендуется унифицировать поставляемое оборудование, особенно в модульном исполнении проекта. Так как отрасль теплоснабжения - регулируемая, то инвесторы несут значительные риски в части прогнозирования тарифов, что особенно актуально, так как сроки окупаемости проектов в большинстве превышают трехлетний горизонт бюджетного планирования.
Сегодня задача привлечения средств частных инвесторов в коммунальную энергетику является актуальной задачей для всех субъектов РФ. Однако для дальнейшего развития требуются серьезные доработки существующего законодательства в части обеспечения гарантий интересов инвесторов, расширения перечня мероприятий, попадающих под энергосервисные. Также существенным фактором, способным стимулировать развитие энергосервиса, является инициатива по созданию Российской Ассоциации энергосервисных компаний, одной из главных задач которой будет как раз доработка нормативно-правовой базы по энергосервисной деятельности. На наш взгляд, это было бы очень своевременно, так как энергосервисные компании, работающие на рынке, как никто другой знают и понимают его насущные задачи и проблемы.