13.04.2014 23:40
Поделиться

Модернизация НПЗ позволила повысить качество моторного топлива

Российский рынок моторного топлива сегодня готов предоставить потребителям в достаточных объемах бензин и дизельное топливо не только стандарта Евро-3, но и Евро-4 и 5.

Такой результат был достигнут благодаря масштабным инвестициям в модернизацию отечественных НПЗ. Однако у производителей топлива возникла сложность с окупаемостью инвестиций.

Президент Союза нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль сообщил "РГ", что еще в 2008 году в России был принят технический регламент о требованиях к качеству моторного топлива. Однако впоследствии он неоднократно пересматривался в сторону либерализации, поскольку высокие требования документа могли оставить страну без отечественных бензина и солярки. Так, по документу, уже в 2009 году в России должно было прекратиться производство бензина марки Аи-92. Тогда нефтегазовое сообщество сумело доказать правительству, что срок введения регламента надо пролонгировать.

- В 2014 году мы должны завершить переход с топлива категории Евро-3 на Евро-4, - отметил Геннадий Шмаль. - А НПЗ, принадлежащие крупнейшим вертикально-интегрированным нефтяным компаниям, уже с 2012 года могут выпускать Евро-5, поскольку благодаря миллиардным инвестициям были полностью модернизированы и превратились в предприятия мирового уровня. Однако с созданием Таможенного союза выработан и общесоюзный техрегламент по моторному топливу, который имеет приоритет по отношению к национальным. Разработкой этого документа занимался Казахстан, а уровень технической оснащенности казахстанских НПЗ ниже, чем в РФ и Белоруссии. Поэтому в техрегламенте ТС не нашли нужного отражения требования, например, к маслам, авиационному топливу. Мы со своей стороны несколько раз обращались в минэнерго, где создана рабочая группа по техрегламенту ТС, но пока изменить те требования, которые заложила в документ казахстанская сторона, не удалось. Речь идет о защите законных интересов наших компаний, их инвестиций. Получается, что наши компании потратили крупные суммы без толку - оказывается, можно выпускать топливо и с более низкими качественными показателями.

В минэнерго "РГ" подтвердили, что в соответствии с требованиями ТР ТС с 1 января 2013 года на территории РФ запрещены к реализации автомобильный бензин и дизельное топливо экологического класса 2 (Евро-2) и ниже, что привело к исключению из оборота на внутреннем рынке некачественных моторных топлив. Теперь он полностью обеспечен моторным топливом, соответствующим требованиям Технического регламента. Что касается государственной политики по стимулированию выпуска качественного топлива, в части акцизного налогообложения принято решение о дифференциации ставок акцизов на автомобильное топливо в зависимости от экологических классов, что позволило обеспечить ускоренную модернизацию российской нефтеперерабатывающей отрасли, а также изменение структуры производства каждого из видов топлива.

320 млрд руб. составят инвестиции в модернизацию нПЗ РФ в 2014 году. К 2015 году глубина переработки нефти достигнет 74,4%

Кроме того, в соответствии с 4-сторонним соглашением, заключенным между ФАС, Ростехнадзором, Росстандартом и нефтяными компаниями, продолжается модернизация нефтеперерабатывающих производств. За последние три года завершена реконструкция и строительство 34 установок вторичной переработки нефти. Ожидается, что в 2014-2015 годах будет введено еще 74 установки, в том числе в 2014 году - 13. Объем инвестиций в модернизацию уже превысил 540 млрд руб., в том числе только в 2013 году на модернизацию было направлено около 270 млрд руб. На основании имеющихся планов нефтяных компаний топливное ведомство ожидает, что за 5 лет модернизации (2011-2015 гг.) объем инвестиции составит около 1 трлн руб., в том числе в 2014 году - более 320 млрд, что сопоставимо по масштабам с размерами Фонда национального благосостояния РФ. По итогам 2013 года переработка нефти составила 277,3 млн тонн, что на 2,2% выше уровня 2012 года. Доля производства автомобильного бензина высшего качества (Евро-5) в 2013 году составила 60%, что на 35,6% больше 2012-го. Доля производства дизельного топлива класса 5 составила 42,5% (плюс 17,5%).

"Каждая компания старается вывести на рынок продукт со своей "изюминкой", улучшающей тяговые свойства движков, чтобы привлечь как можно больше клиентов, - говорит коммерческий директор ГК ТРАССА Дмитрий Кожух. - Так, у заправок сети "Газпромнефть" это "G-drive", у BP-Connect - "Ultimate", у Лукойла - "Экто plus" и "Экто sport", у "ТРАССЫ" - "ПРЕМИУМ-СПОРТ (95)", которое реализуется на всех АЗС компании. Для автомобилей с небольшим (до 50 тыс. км) пробегом использование этого топлива предотвращает образование нагара в топливной системе, поршневой группе и камере сгорания двигателя. У машин с пробегом 50 тысяч километров и больше этот бензин позволяет значительно уменьшить образование нагара на весь период эксплуатации и обеспечивает постепенное его вымывание из топливной системы и других узлов двигателя. Уже несколько циклов заправки приводят к ощутимому росту эффективности работы движка. А при регулярной заправке автомобиля наблюдается уменьшение расхода топлива, ощутимое повышение мощности, заметное изменение разгонной динамики и снижение токсичности выхлопов".

Впрочем, как сообщил "РГ" глава Российского топливного союза Евгений Аркуша, к сожалению, моторное топливо "бодяжат" до сих пор, и достаточно много. А контроль, который должен бы сократить поступление такого топлива на рынок, ввести жесткие штрафные санкции и дать статистику, которая позволит знать, сколько негодного топлива вращается на рынке, в стране отсутствует. Поэтому заливать бак своего авто все же лучше на АЗС известных брендов...

Прямая речь

Дмитрий Кожух, коммерческий директор ГК ТРАССА:

- Чтобы обеспечить высокое качество продукту, необходимо взять под контроль процесс его приготовления и доставки. Первый этап цепочки контроля начинается с выбора производителя. Второй фактор - условия переливания и хранения. Некоторые НПЗ хранят топливо "в одной бочке", из-за чего усредняется качество. Третий фактор - доставка топлива с нефтебазы на АЗС. Здесь претензии можно предъявить недобросовестным компаниям-перевозчикам или водителям бензовозов: могут слить бензин или разбавить его. Четвертый - отдельные АЗС могут приобретать заведомо некачественное топливо и продавать его как качественное. Наша компания качеству топлива уделяет особое внимание, поэтому построила собственную нефтебазу в г. Электроугли. С базы до АЗС топливо развозят собственные бензовозы.