К концу года Минэнерго подготовит новую схему развития газовой отрасли

Готовится новый вариант генеральной схемы развития газовой отрасли России на период до 2035 года. Одновременно ускоряется реконструкция нефтеперерабатывающих мощностей для увеличения выпуска высококачественных нефтепродуктов, для внутреннего рынка и на экспорт. В то же время стимулируется использование нетрадиционных энергоресурсов. Прорабатываются также вопросы надежности энергоснабжения Крыма. Эти задачи, являющиеся приоритетными направлениями развития отечественной энергетики в 2014 году и на ближайшую перспективу, "РГ" разъясняет министр энергетики РФ Александр Новак.

Какие причины потребовали корректировки газовой генсхемы страны?

Александр Новак: Новый вариант Генеральной схемы развития газовой отрасли до 2035 года будет подготовлен к декабрю текущего года. Проект будет согласован со всеми участниками газового рынка, в том числе с "Газпромом" и крупными независимыми производителями газа.

Эта схема нуждается в корректировке ввиду новых факторов влияния на отрасль и на внутренний рынок газа. Среди них - снижение темпов роста потребления газа в России, увеличение доли независимых производителей в общем объеме добычи этого сырья у нас в стране, а также новые тенденции на мировых рынках.

Кроме того, нашему министерству было поручено в рамках новой редакции Генеральной схемы разработать и представить основные принципы и условия взаимодействия независимых производителей газа и "Газпрома".

Прежний вариант генсхемы газовой отрасли, напомню, был утвержден еще в 2008 году. За прошедшие 5 лет на внутреннем и внешнем энергетических рынках произошли существенные изменения, большинство которых имеет долгосрочный характер. Потому требуется скорректировать Генеральную схему с тем, чтобы этот документ адекватно отвечал на вызовы внутренней и внешней конъюнктуры.

Что вы могли бы сказать о технологическом перевооружении наших НПЗ, которое набирает обороты?

Александр Новак: Инвестиции в нефтепереработку в России к 2015 году составят около 1 трлн руб. При этом к 2020 году мощность российских НПЗ составит около 400 млн тонн в год. Начиная с 2011 года в России построено или реконструировано 33 крупных НПЗ. К 2020 году мощность российских НПЗ должна увеличиться на 125 млн тонн в год, а глубина переработки должна повыситься с нынешних 71,3 до 90%. То есть этот уровень сблизится с соответствующим показателем в развитых странах и во многих странах ОПЕК.

В целях диверсификации потенциала российского ТЭК была инициирована масштабная программа модернизации отраслей, перерабатывающих энергетическое сырье. В частности, недавнее внедрение системы "60-66-90", нового технического регламента по качеству топлива, дифференциация акцизов в зависимости от класса топлива и тому подобные меры способствовали ускорению реконструкции действующих НПЗ и строительству новых, современных нефтеперерабатывающих мощностей.

Одновременно будут вводиться новые мощности нефте- и газохимии, которые смогут формировать основную часть внутреннего спроса на сырье и одновременно будут способствовать модернизации экономики многих регионов страны. В соответствии со стратегией развития газо-, угле- и нефтехимии на период до 2030 года включительно, доля нефтегазохимического сырья, перерабатываемая предприятиями нефтехимии, увеличится в 2 раза, а производство нефтегазохимического сырья возрастет в 2,3 раза (до 65 млн тонн). Достижение этих показателей приведет к тому, что Россия сможет превратиться из импортера в нетто-экспортера полиэтилена и многих других продуктов нефте- и газохимии высокого передела.

В энергобалансе все большего числа стран планируется существенно нарастить долю возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Обоснованы ли такие планы и в этой связи какой видится роль ВИЭ в энергобалансе России?

Александр Новак: Как показывает российская, да и общемировая практика генерация на базе возобновляемых источников по-прежнему неконкурентоспособна по сравнению с угольной или газовой генерацией.

Проще говоря, для всего этого должен быть заказ, а чтобы он был, его необходимо стимулировать, в хорошем смысле "провоцировать". Мы планируем к 2020 году увеличить в России долю ВИЭ с 0,9 до 2,5% - то есть до 6 гигаватт из 232 гигаватт установленной мощности. Этих 6 гигаватт будет достаточно для организации рентабельного производства соответствующего оборудования в стране.

Правительство, напомню, поддерживает строительство объектов ВИЭ в изолированных труднодоступных зонах: на Севере, Дальнем Востоке, в Якутии и т.п. регионах. Там, где требуется завоз топливно-энергетических ресурсов в виде дизельного топлива или мазута, а себестоимость производства киловатт-часа зашкаливает, выгодно в качестве основной энергостанции поставить, например, ветряную установку, а в качестве резервной - уже дизельную энергоустановку.

В настоящее время проекты такого рода стали более экономически выгодными в целом ряде регионов и стран; к тому же за последние годы существенно снизилась цена на фотоэлементы, кремний и так далее. Поэтому энергопроекты на базе ВИЭ становятся все более востребованными. Но, опять-таки, с учетом конкретных географических, в том числе ресурсных, и экономических условий.

Какие могут быть предприняты меры по обеспечению бесперебойного снабжения нового субъекта Федерации - Крыма - электроэнергией и другими энергоресурсами? Появляются сообщения, что украинская сторона резко сокращает или даже прекращает электроснабжение полуострова.

Александр Новак: Минэнерго России проводит постоянный мониторинг и контроль запасов топлива в регионе. Объем текущих запасов в Крыму достаточен для обеспечения потребностей жителей полуострова в моторном топливе. Кроме того, с правительством Крыма проработан вопрос энерго- и топливообеспечения в период проведения сельскохозяйственных работ, а также в курортный сезон. Также совместно с правительством Крыма разработан план мероприятий по повышению надежности энергоснабжения объектов инфраструктуры в регионе.

Досье

1971 Родился в г. Авдеевка Донецкой области Украинской ССР.

1993 Окончил Норильский индустриальный институт по специальности "экономика и управление в металлургии".

1988-2000 Работал на Норильском горно-металлургическом комбинате им. А.П. Завенягина. Прошел путь от аппаратчика-гидрометаллурга 1 разряда до заместителя директора по персоналу - начальника управления Заполярного филиала Норильской горной компании.

2000-2002 Заместитель главы г. Норильска по финансово-экономическим вопросам, первый заместитель главы г. Норильска.

2002-2008 В администрации Красноярского края: заместитель губернатора - начальник Главного финансового управления, первый заместитель губернатора, первый заместитель губернатора - председатель правительства.

Сентябрь 2008 Назначен заместителем министра финансов Российской Федерации.

21 мая 2012 Назначен Министром энергетики Российской Федерации.

Цитата

Дмитрий Медведев, председатель правительства РФ

Пока у нас с использованием возобновляемых источников энергии и зеленой энергетикой далеко не все так хорошо, как нам бы хотелось. Мы используем очень незначительную часть из своего потенциала. Но это не означает, что мы должны отказаться от традиционных источников в пользу новых, потому что у нас традиционных хватает на долгие годы вперед. Тем не менее процент использования ВИЭ должен меняться.