Энергетики хотят ужесточить ответственность заявителей

Упрощение процедуры технологического присоединения к электросетям - задача, поставленная перед российскими энергетиками федеральными властями. Как она решается на местах, рассказал заместитель генерального директора по капитальному строительству "МРСК Урала" Сергей Семериков.

В прошлом году МРСК Урала презентовала корпоративную "дорожную карту" повышения доступности сетевой инфраструктуры. Каковы предварительные итоги ее реализации?

Сергей Семериков: В июле прошлого года была утверждена наша карта, предусматривающая сразу несколько блоков мероприятий: наращивание производственных сил, оптимизация внутренних процессов, совершенствование клиентского сервиса.

Отмечу также работу нашей методологической группы, которая разрабатывает регламенты действий в спорных ситуациях. Ее специалисты принимали участие в разработке регионального закона об отмене разрешений на строительство объектов сетевой инфраструктуры, который существенно упростил процедуру присоединения к сетевому комплексу. Также наша группа принимала и продолжает принимать активное участие в законотворчестве на федеральном уровне - совместно с минэкономразвития, АСИ и нашей головной компанией - "Российскими сетями".

В целом наши сотрудники в прошлом году выполнили серьезный пласт работы. Главным итогом реализации дорожной карты можно назвать то, что в конце прошлого года мы вышли на сроки подключения заявителей в 180 дней - для льготников и 200 - для крупных заявителей. А также выстроили эффективный диалог с бизнес-сообществом.

Какова динамика поступления заявок на техприсоединение?

Сергей Семериков: Ежегодный рост составляет порядка 20%. Подавляющее большинство заявителей - до 95% - льготники. Это те граждане и юридические лица, которые подключают небольшие объекты по чисто символической цене - 550 рублей. К сожалению, чаще всего этой льготой пользуются недобросовестные девелоперы. Самую большую активность они проявляют в областных центрах - Екатеринбурге, Челябинске, Перми - и их пригородах. Вокруг мегаполисов множатся поля, где многочисленные компании покупают участки земли, на льготных условиях подключают их к инфраструктуре и ждут, что это повысит их капитализацию. Но на рынке продажи земли спрос ограничен, поэтому участки пустуют. В результате мы отмечаем снижение электропотребления.

Таковы последствия введения льготы: мы строим сетевую инфраструктуру, несем эксплуатационные затраты. Причем, чтобы найти на это средства, нам приходится корректировать инвестиционную программу, сокращать расходы на модернизацию и строительство.

Какие вы видите дальнейшие пути сокращения сроков техприсоединения до "эталонных" 45 дней?

Сергей Семериков: Эти сроки ориентированы на зарубежную практику. Но они реальны только при условии, что идет подключение к уже существующей сети. Наша задача - в течение текущего года понять, как мы можем наладить опережающее строительство сетей. Для этого надо синхронизировать документы развития территорий и наши перспективные планы. Эту работу мы ведем совместно с муниципальными и региональными властями. Но пока не везде нас слышат.

Также мы планируем внедрить уже в этом году полноценную автоматизированную информационную систему, которая позволит упростить и ускорить процедуру присоединения, расширим функционал "личного кабинета" клиента.

Но основная задача - законотворчество. Мы будем участвовать в рабочей группе в компании "Россети" по таким направлениям, как оптимизация порядка применения льготных условий и ответственность заявителей за соблюдением условий договоров на техприсоединение.

Насколько важна проблема ответственности заявителей?

Сергей Семериков: Очень важна. Один факт: более 80% случаев нарушения договоров технологического присоединения происходят из-за заявителей. Они не сдают в срок объекты, просто куда-то пропадают, или изменяют свои условия. Поэтому сегодня обсуждается возможность введения экономической ответственности за несоблюдение договора, так называемый принцип "Take-or-Pay" - "Бери или плати". Я думаю, это поможет изменить ситуацию.

Большинство проблем следует решать на законодательном уровне, необходимо упорядочить целый ряд нормативно-правовых актов, прежде всего постановлений правительства РФ. На федеральном уровне сегодня этот вопрос активно обсуждается.