Как вы оцениваете нынешний кризис на Украине и вокруг него?
Тьерри Мариани: Можно что угодно говорить, но факты - вещь упрямая. Поэтому будем отталкиваться от них. На Украине был избранный по демократическим правилам президент. На выборах 2010 года Виктор Янукович победил. Следующие выборы должны были состояться в будущем году. Дождались бы их, как это заведено в демократических странах, и избиратели решили бы, кому возглавлять государство. Что вызвало удивление, так это позиция Евросоюза, который в открытую поддержал антиправительственное движение. В дестабилизацию внесли свой вклад Соединенные Штаты. В Западной Европе хорошо запомнилась реплика заместителя госсекретаря США Виктории Нуланд, когда она в телефонном разговоре в крайне грубой форме отозвалась о ЕС. Однако гораздо важнее было то, что она сказала до и после, в частности, о том, на кого из оппозиционных политиков делается ставка, и какую роль им предстоит сыграть.
Какова нынешняя ситуация? На Украине свергнуто законное правительство, а нынешнее пришло к власти в результате государственного переворота. Вместо того, чтобы способствовать единению нации, в качестве первого шага оно решило, наоборот, внести еще больший раскол, приняв решение отменить русский язык в качестве второго государственного, что было воспринято русскоязычными гражданами в ряде регионов как прямая провокация. Так что неудивительно, что Крым, где большинство составляют этнические русские, решил свою судьбу в пользу России.
В Москве считают, что в украинском кризисе Запад перешел границы дозволенного: там не могли не знать, что Россия и Украина не просто соседние страны. Между ними мириады культурных, исторических, экономических, родственных связей.
Тьерри Мариани: Мне кажется, что Европа слепо пошла за такими "новыми" странами-членами ЕС, как Польша, прибалтийские республики. Именно они подталкивали Брюссель к жесткой линии по отношению к России. Что касается США, то кроме всего прочего, там использовали украинский кризис как повод отвлечь внимание граждан от скандала с прослушиванием телефонных разговоров как у себя дома, так и у европейских союзников, а также от разоблачений Эдварда Сноудена. Несколько месяцев назад только об этом и говорили. А сейчас? Все отошло на второй план.
Что вы думаете о санкциях, которыми грозят России западные страны? Американцы говорят даже о какой-то "изоляции со стороны международного сообщества".
Тьерри Мариани: По этой части американцы большие специалисты. Санкции, наказания - это их вокабуляр. Правда, я не помню, чтобы кто-то вводил списки американцев, попавших под санкции, когда США без какого-либо согласия со стороны ООН напали на Ирак. Конечно, США - дружественная Франции страна, но то, что у меня вызывает протест, то это применяемые ими двойные стандарты. Надо четко понимать: для Вашингтона важно, чтобы Европа была расколота на две части. Как в свое время сформулировал Бжезинский в своей программной книге "Большая шахматная доска", США совершенно не заинтересованы в том, чтобы европейский Запад и Восток, а это Россия, представляли собой сплоченную экономическую, а затем и политическую силу. Вашингтону не нужен мощный конкурент, который обладал бы как высокими технологиями, так и богатыми природными ресурсами. В отношении Европы США всегда придерживались следующей тактики: иметь там союзников, но по возможности разобщенных. Сегодня Европа разобщена в большей степени, чем это было вчера. Когда я слышу заявления американцев, что европейцам стоит обходиться без российских газа и нефти, и отдать предпочтение сланцевым газу или нефти из США, то я вижу, куда они клонят, и какой вполне конкретный интерес преследуют.
По-вашему, в чем все-таки интерес самой Европы?
Тьерри Мариани: Европе совершенно не нужен этот кризис, чреватый тяжелыми последствиями. У Украины двойная идентичность. Так уж исторически сложилось. Неважно, кто будет управлять в Киеве, но этот фактор обязательно надо всем учитывать. Не может быть победы одной части страны над другой, иначе она развалится.
На недавней встрече министров иностранных дел стран НАТО в Брюсселе было решено активизировать сотрудничество, в том числе военное, с Киевом.
Тьерри Мариани: Это ошибочное решение. Теперь Украина зависит от финансовой помощи, обещанной Западом, МВФ. Условия, на которых она будет предоставлена, лягут на украинцев тяжелым грузом. Первым делом от Киева потребуют проведения политики строжайшей экономии, более жесткой, чем ранее от греков. Так, речь идет о повышении тарифов на газ для населения на 73 процента. Если и дальше все пойдет по этому пути, то через год-полтора ситуация полностью поменяется. Многие украинцы, которые мечтали о Европе, быстро поймут, что Европа отнюдь не синоним процветания.
Для того, чтобы , к примеру, Польша соответствовала стандартам ЕС, в нее вложили многие десятки миллиардов евро. Есть ли сейчас такие средства для Украины?
Тьерри Мариани: У Евросоюза их нет. Тем более Украина - не Хорватия или Словения. Это большая страна с 40-миллионным населением и территорией, соразмерной Франции, и с экономикой, которая совершенно не отвечает европейским нормам. Пустить Украину в ЕС - это катастрофа, как для самого союза, так и для украинцев.
Что вы думаете об агрессивной риторике в отношении России, которая широко используется на Западе?
Тьерри Мариани: Дело в том, что в Вашингтоне некоторые политики считают, что "холодная война" до сих пор не закончилась, и в Европе остались люди, которые считают, что Россия по-прежнему остается врагом. Отсюда и поведение, как будто мир сейчас живет в 50-х годах прошлого века. Думаю, Запад ищет врагов не там, где надо.
Как, на ваш взгляд, будут развиваться события на Украине?
Тьерри Мариани: Мой прогноз не из радужных. Мне кажется, что постепенно социально-экономическая ситуация там будет ухудшаться, что приведет меньше, чем через год к тому, что народ на Украине восстанет против непосильных тягот. Люди поймут, что "евросоюзные мечты" на самом деле - мираж, а расплата за него будет очень тяжелой.
Где выход?
Тьерри Мариани: Западу надо оставить сейчас в покое Крым, судьба которого окончательно определилась. На повестке дня - будущее самой Украины. Интерес Евросоюза и России, как мне представляется, состоит в том, чтобы она обрела политическую систему, отвечающую чаяниям как тех ее граждан, кто ориентируется на Запад, так и тех, кому близка Россия. Что ждет мир в перспективе? Через два года Барак Обама уже не будет президентом США, а санкции, направленные против Москвы, покажут свою несостоятельность. И еще. В этих условиях в выигрыше остается Владимир Путин, который проявил твердость и способность быстро принимать решения.