Новости

15.04.2014 00:09
Рубрика: Культура

Бомбы за кадром

Питер Гринуэй совместно с Госфильмофондом России снимет новый фильм о Сергее Эйзенштейне
"Если бы Эйзенштейн был жив, в наши дни он был бы большим приверженцем Майкрософта", - был категоричен Питер Гринуэй, британский режиссер и художник, чьи публичные выступления обычно всюду пользуются большим успехом. Перед тем как торжественно открыть выставку "Золотой век русского авангарда" в Манеже, в кинотеатре "Иллюзион" на встрече с руководством Госфильмофонда в лице гендиректора Николая Бородачева он рассказал о свои планах снять новый фильм о Сергее Эйзенштейне (под рабочим пока названием "Эйзенштейн среди друзей" или "Рукопожатие Эйзенштейна"), представил свою картину "Взрывы атомных бомб на планете Земля" и на ходу ответил на блицвопросы.

Про русский авангард и всемирный эголитаризм

- Сегодня мы получаем в руки замечательные инструменты для создания своего собственного кино, и можно констатировать: день рождения нового кинематографа настал. Мы покончили с элитаризмом, с тем, что кино принадлежит людям избранным, - теперь торжествует полный эголитаризм: каждый может стать кинематографистом. И долгом каждого кинематографиста и художника является, прежде всего, расширение существующих границ действительности. Роль авангарда, роль новатора в любом виде искусства и обществе нельзя не переоценить. Судьба вручила нам новые инструменты, которые позволяют найти новые пути познавания мира вокруг себя. И не воспользоваться этим было бы непростительным преступлением. Если мы ценим и боготворим искусство авангарда начала прошлого века, если мы хотим идти по их пути, мы должны помнить, что они не стеснялись экспериментировать с новыми технологиями и идеями в искусстве. Некоторые историки культуры считают, что русский авангард до сих пор жив. Он живет среди нас. Мы должны приложить все усилия, чтобы доказать, что эти историки не ошибаются, что они правы.

Про Эйзенштейна в 3D

Если бы Эйзенштейн был жив сегодня, я уверен: он работал бы в 3D и в голографическом кино. Он использовал бы самые совершенные новейшие технологии. Не надо думать об Эйзенштейне как о яром стороннике традиционного кинематографа. Я его вижу среди поколения лэп-топов, среди людей, которые пользуются всеми достижениями науки.

Про 25 экранов вместо одного

Главной отличительной чертой современного кинематографа, жив он или мертв, является вариативность показа. Как вы показываете - как раз и отвечает на вопрос: что, где, когда и почему? Пресловутый язык кино делает искусство искусством. Поэтому грех не пользоваться всеми новейшими приспособлениями. В ленте "Взрывы атомных бомб на планете Земля" был использован не один, а множество экранов - сразу 25. Потому что для меня многоэкранность - одно из обязательных условий: не может больше экран быть одним! Он не олицетворяет всей сложности окружающей нас действительности. Изображений должно быть много, они должны быть убедительными, яркими, они должны окружать и даже преследовать нас.

Теперь форма показа становится если не довлеющей, то, во всяком случае, даже более определяющей, чем само содержание. Вид, способ представления материала может быть параллельным, диагональным - каким угодно. Именно форма подчеркивает содержание, позволяет иначе взглянуть на предмет, много раз демонстрировавшийся иначе. В этом богатство кинематографа. Вы не находили?..

Про 2,5 тысячи взрывов

Меня в свое время поразила цифра: 2,5 тысячи взрывов атомных бомб. Причем это количество не исчерпывается в 2014 году - оно было уже в 1995-м, когда начались переговоры по сокращению ядерного вооружения. Мы, готовясь к картине "Взрывы атомных бомб на планете Земля", тщательно собирали и проверяли материал. Я в какой-то момент даже удивился: сколько его существует. Мы запротоколировали все эти взрывы. На экране вы видите: написана мощность, страна проведения, широта, долгота... Первые взрывы было проще всего найти. Они были все задокументированы. В тот период все страны, обладающие ядерным оружием, наоборот, старались демонстрировать его как можно шире: это был элемент запугивания. Смотрите: у нас есть ядерная бомба. А после 1995 года, после соглашения о прекращении ядерных испытаний, все эти испытания, если они были, старались проводиться в обстановке абсолютной секретности. Поэтому мы уже не можем утверждать, что мы запротоколировали все взрывы, которые были. Это невозможно.

Есть некоторая тенденция считать, что проблема ядерного оружия осталась в прошлом веке, и что теперь мы перешли на новую ступень, где человечество более ответственно подходит ко всем вопросам. Но проблема никуда не ушла, и она может в любой день обернуться кошмарной трагедией. Поэтому мы должны делать все от нас зависящее, чтобы трагедии, связанные с применением ядерного оружия, не повторились.

Дело в том, что добыча, производство и транспортировка минеральных ископаемых влекут за собой разные малоприятные последствия. Кроме того, они не возобновляются, а, наоборот, склонны к постепенному исчезновению. А альтернативные методы получения энергии - такие, как энергия приливов-отливов, ветра, солнца, к сожалению, в ближайшем будущем не в состоянии восполнить те ресурсы, которые требуются человечеству. Поэтому, хотим мы этого или нет, нам придется вернуться к такому источнику энергии, как энергия ядерного взрыва. Остается только уповать на то, что мы подойдем к этому ответственно, при соблюдении всех мер безопасности, и сможем решить массу проблем, в том числе и экологических. И я надеюсь, что нам всем хватит энергии для наших холодильников еще лет на сто...

Кстати

Вчера видеоинсталляцией Питера Гринуэя "Золотой век русского авангарда", посвященной русскому искусству первых трёх десятилетий XX века, в московском "Манеже" открылся Год культуры России и Великобритании.

Культура Кино и ТВ Мировое кино Перекрестный год культуры Россия - Великобритания РГ-Фото