Кроме того, по словам генерального директора ММЭФ Андрей Епишова, участники рассмотрят острые проблемы наведения порядка в электросетевом хозяйстве, либерализации вторичного рынка энергетических мощностей, развития когенерации и тригенерации, модернизации инфраструктуры теплоснабжения, развития распределенной и альтернативной энергетики и т.д.
Необходимость пересмотра приоритетов национальной энергетической политики вызвана тем, что в ЭС-2030 практически не учитывались последние тренды развития мировой энергетики (например, "сланцевая революция") и связанные с ними принципиально новые угрозы национальной экономической безопасности. Кроме того, как сообщил "РГБ" гендиректор Института энергетической стратегии Виталий Бушуев, ЭС-2030 формировалась исходя из прогноза экономического роста в 4,7%. Новый документ, ЭС-2035 ориентируется на 3,8% роста, а "в уме держит" и вовсе 2,8%, что пока гораздо ближе к истине. Среди внутренних проблем российского ТЭКа профессор Бушуев отметил замедление посткризисного развития, инфраструктурное отставание, несбалансированность инвестиций, рост цен на энергоносители для конечных потребителей. Среди внешних - рост конкуренции на рынках и, как следствие, снижение спроса на наши энергоносители со стороны европейских стран.
Вот почему ЭС-2035 делает основную ставку на рост внутреннего потребления энергоресурсов, благодаря, в частности, интенсивному развитию отраслей нефте- и газохимии. Что же касается экспорта, то здесь, сказал Виталий Бушуев, намечается изменение вектора поставок с западного на восточный. Отчасти это связано с желанием стран ЕС перейти на "зеленую энергетику" и не зависеть от привозных углеводородов. Хотя нельзя исключать и политические причины снижения спроса на наши нефть и газ, особенно в свете последних событий. Но так или иначе, экспорт в страны АТР планируется увеличить с нынешних 8 до 30% от общего объема поставок. Как пояснил "РГБ" замминистра энергетики Алексей Текслер, при этом доля РФ на мировых энергетических рынках к 2035 году как минимум останется прежней.