Кроме того, на динамику развития этого рынка, как отмечалось на форуме, негативно влияют дефицит современных складских мощностей и недостаточность подъездных путей к морским и речным портам в большинстве регионов страны. Поэтому, по оценке управляющего партнера 3PL-провайдера LogLab Михаила Малахова, объем российского рынка коммерческих грузоперевозок вырастет в 2014 году максимум на 5%. В 2013-м объем этого рынка составил приблизительно 2,8 трлн рублей.
Отрицательно сказывается также падение курса рубля. "Оно существенно сказалось на игроках рынка складской логистики, - отметила директор по маркетингу логистической компании "Молком" Полина Винокурова. - Особенно негативно это отразилось на логистических провайдерах, арендующих складские помещения: по арендным ставкам рассчитываются, как правило, в долларах США".
По мнению гендиректора "СТС Логистик" Марка Бреннейзера, 2014 год будет тяжелым для транспортно-логистического рынка из-за снижения объема импорта и падения промпроизводства в ряде регионов, что в совокупности приведет к сокращению объемов спроса на логистические услуги. Как считает Михаил Малахов, для предотвращения этих тенденций требуется более активное импортозамещение и в промышленности, и в логистическом секторе, в котором доля импортной компоненты ныне превышает 60%.
Андрей Голубчик, руководитель внешнеторговой и транспортной практики юридической фирмы "Марш энд Уилтс", обратил внимание на взаимосвязь проблем в секторе логистики и в сфере развития транспортной системы. "Российское транспортное законодательство минимально связано с международным. Это первичный сдерживающий фактор для логистики в РФ и международного транзита через Россию", - отметил он. Вдобавок в России до сих пор нет законодательства о смешанных перевозках, что тоже негативно влияет на освоение международных транзитных грузопотоков.
Неразвитость приемо-отправочных путей во многих портах и нередкие "закупорки" движения на подъездных путям к портовым терминалам, особенно в дальневосточном регионе, - тоже один из факторов, не заинтересовывающих, по мнению А.Голубчика, инвесторов вкладываться в складские и другие виды логистических услуг.
"Но ситуация в транспортно-логистическом секторе Юга России может улучшиться, если освоить возможности Крымского региона в этой сфере, - считает Голубчик. - "Центровой" фактор - мост-коридор через Керченский пролив. С востока эта артерия ведет к сравнительно развитой портовой сети Крыма, а все местные порты - со значительными глубинами на подходах и вдобавок незамерзающие, то есть с круглогодичным режимом работы". Кроме того, тот же "мост-коридор" позволит построить в Крыму современные глубоководные порты, которых в России не хватает. Такие порты очень важны для обслуживания крупнотоннажных судов. Плюс к тому, как полагает эксперт, грамотное развитие, во-первых, крымской инфраструктуры и, во-вторых, распределение грузопотоков в Азовско-Черноморском бассейне РФ снизят сверхвысокую загруженность многих российских портов, соседних с Крымом.