В среду Госдума рассмотрит в первом чтении проект поправок в ряд законов (прежде всего, в закон "О концессионных соглашениях"), которые должны существенно расширить практику государственно-частного партнерства (ГЧП) и помочь российской экономике выйти из инвестиционного анабиоза.
Российский рынок ГЧП едва жив, и о необходимости такого закона эксперты, бизнес и руководители экономической политики говорили уже давно. Законопроект уже поддержали три профильных думский комитета.
Однако у них есть и замечания. Они касаются положения, снимающего ограничения по видам объектов, которые могут быть предметом концессионных соглашений. Сейчас концессионный механизм реализации инвестпроектов работает только в отношении автодорог и инженерных сооружений транспортной инфраструктуры. Правительство предлагает сделать перечень таких объектов открытым - ими может выступать любое имущество по усмотрению одной из сторон соглашения.
Депутаты считают, что это выхолащивает суть ГЧП, основной целью которого является привлечение бизнеса к решению социально значимых задач, и повышает коррупционные риски. Например, было бы неправильным использовать ГЧП для строительства коммерческой недвижимости. Счетная палата указывает, что неограниченное расширение перечня имущества, которое может стать объектом концессии, дезавуирует саму идею привлечения частных инвестиций на основе концессионных соглашений именно в отраслях, где конкуренция слаба или отсутствует.
Депутаты также подвергли критике положения законопроекта о возможности заключении концессионного соглашения без конкурса по частной инициативе - если в течение 30 дней после публикации проекта у инициатора не объявятся конкуренты. С одной стороны, в Госдуме опасаются, что это станет лишь способом обхода конкурсных процедур, с другой - указывают, что инвестиционные компании вряд ли заходят вкладывать свои ресурсы в разработку проекта, не имея 100-процентных госгарантий по его реализации.
Кроме этого, 30-дневный срок недостаточен крупным компаниям для принятия решений по многомиллионным инвестициям. В результате отказ от конкурсных процедур приведет не к поощрению частной инициативы, а к обратному эффекту - ограничению и без того слабой конкуренции на российском рынке проектов ГЧП и росту мошеннических схем, считают в Комитете Госдумы по вопросам собственности.