Авторы рейтинга подчеркивают, что высокая позиция в нем вовсе не означает, что в стране выплачиваются щедрые пенсии - она говорит о том, что пенсионная система страны способна справиться с существующими демографическими тенденциями. Среди таких стран - Австралия, Швеция и Новая Зеландия, за ними с небольшим отрывом следуют Норвегия, Нидерланды и Дания. Их лидерство обеспечило сочетание государственных пенсий и развитой системы частных пенсионных фондов, сильная накопительная составляющая. Таиланд получил последнее место "благодаря" чрезвычайно низкому пенсионному возрасту, а также высоким темпам старения общества. Неблагоприятные демографические тенденции плохо сказались и на местах в рейтинге Бразилии и Японии.
Россия впервые была включена в индекс в 2011 году. Соответственно, дореформенная система, которая существовала в России до 2002 года, не анализировалась, рассказал заместитель гендиректора, директор департамента по работе с институциональными инвесторами Allianz Investments Сергей Лукин.
- Появление накопительной части пенсии как раз и было обусловлено тем, что система, действующая в РФ ранее, не способна была справиться с ухудшением демографической ситуации в стране, - отметил эксперт. - А один из ключевых факторов, учитывающихся при расчете индекса, это способность пенсионной системы справиться с демографической ситуацией. Реформа в ее первоначальном виде объединила распределительную и накопительную часть, институт негосударственных пенсионных фондов и управляющих компаний, которые размещает средства пенсионеров не только в государственный долг, но и в реальный сектор экономики. Можно предположить, что если бы мы остались в распределительной системе советского периода, то сейчас индекс устойчивости как раз сигнализировал о необходимости реформ.
Президент Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов (НАПФ) Константин Угрюмов считает, что это исследование не "открыло Америку": еще два года назад ОЭСР представил доклад о развитии накопительного компонента российской пенсионной системы в сравнении с аналогичными европейскими системами. Вывод однозначный - наша дореформенная пенсионная модель устойчива благодаря своей двухкомпонентной структуре: солидарной и накопительной. Отмена какой-либо из частей может привести к дисбалансу в социальной сфере. Российская пенсионная система, которая действует с 2002 года, является сбалансированной, так как сочетает в себе два важных параметра - страховую и накопительную пенсию.
- Дело в том, что синергия этих компонентов способна защитить пенсионную систему от различного рода рисков, тем самым обеспечив гражданам приемлемый уровень пенсии, - рассказал Угрюмов. - Накопительная пенсия способна увеличить пенсию гражданина, так как накопления инвестируются и наращивают доход. Кроме этого, накопительная пенсия играет огромную роль для экономики страны - способствует интенсивному развитию рынков ценных бумаг, капиталовложениям в инфраструктуру и инновационные технологии. Тогда как страховая пенсия обеспечивает пенсионерам надежную защиту от инфляции и подразумевает договор поколений, работающих и вышедших на пенсию.
По словам директора по стратегическому развитию УК "Альфа-Капитал" Вадима Логинова, российскую пенсионную систему в "табели о рангах" поднимало наличие трех компонентов - распределительной, обязательной накопительной систем и добровольных накоплений. Эксперт сравнил это с табуреткой на трех ножках, которая, как известно из геометрии, является самой устойчивой (на двух она не стоит, а на четырех часто качается). Что касается добровольных накоплений, как рассказал эксперт, сейчас речь идет о появлении с 1 января 2015 года на российском рынке нового механизма - индивидуальных инвестиционных счетов (ИИС), которые могут являться и пенсионными. Это адаптированные аналоги американских IRA, британских ISA, японских NISA. Их можно будет открывать у брокеров или управляющих. Законодательно ИИС уже введены, осталось принять ряд подзаконных уточняющих актов. В разных странах по таким счетам существуют налоговые стимулы. В России это будет вычет по 13% НДФЛ с 400 тысяч рублей ежегодных взносов. "На мой взгляд, у этого инструмента хорошие перспективы, если ему помогут с популяризацией среди населения", - отметил Логинов.
Однако основное изменение - не введение индивидульных инвестиционных счетов, а фактически отмена накопительного компонента для "молчунов", которые не перевели свои накопления в НПФ (вместо них будут начисляться баллы). Как подчеркнул Константин Угрюмов, отмена накопительной пенсии опасна по нескольким причинам.
Первая: перевод всех будущих пенсионеров в солидарную часть означает возрастающие обязательства государства по выплате пенсии. "Что тогда делать с критическими процессами в демографии и устойчивым снижением поступлений страховых взносов при одновременном увеличении числа пенсионеров? При этом единственным источником пенсии выступает государственный бюджет, покрывающий дефицит, а в таких условиях он может надорваться", - считает эксперт.
Вторая причина связана с экономическими параметрами. Только за первый квартал 2014 года, по данным минэкономразвития, отток капитала превысил 60 млрд долл., а прогноз на год - 100 млрд. Банки в условиях стагнации требуют докапитализации, иначе о любых кредитах и прежде всего направляемых в промышленность и инфраструктуру можно забыть. И все это опять же из госбюджета. В то время как во всем мире как раз НПФ предоставляют внутреннее кредитование за счет наличия "длинных денег".
- Уже сейчас целые отрасли экономики и банки стоят в очереди в российские негосударственные пенсионные фонды за триллионами пенсионных накоплений, потому что других "длинных денег" просто нет, - сказал Угрюмов. - Можно декретом правительства ликвидировать накопительные пенсии, деньги изъять и раздать нуждающимся отраслям, но вот на следующий год понадобятся новые денежные суммы, а "пенсионная тумбочка" уже будет пуста. Уверен, что правительство такой сценарий не рассматривает. Пока же цель новой реформы - лишь краткосрочное обеспечение бездефицитности бюджета пенсионной системы. Однако нагрузка на бюджет Пенсионного фонда будет расти, так как число пенсионеров по отношению к числу работающих к 2025 г. сравняется и далее будет только увеличиваться.
Пенсионные накопления - это идеальный случай "длинных" инвестиционных ресурсов, согласился член совета директоров Специализированного депозитария "Инфинитум" Андрей Подойницын, которые могли бы сыграть весьма существенную роль в процессе предстоящей модернизации российской экономики. "Думается, по этой причине пенсионную реформу целесообразно рассматривать и проводить не только с учетом социальной или демографической точек зрения, но и с позиций макроэкономической целесообразности. В долгосрочном плане накопительный элемент, безусловно, очень важен и должен быть укреплен", - считает эксперт.
Послереформенную пенсионную систему вряд ли возможно назвать устойчивой, отметил Константин Угрюмов. По его мнению, уже через 5-10 лет ее снова придется "перекраивать". По словам Вадима Логинова, обязательная накопительная система нужна как "переходный мостик" от чисто распределительной к добровольной системе, поэтому полностью демонтировать ее не стоит. Тем более что потребность во внутренних инвестиционных ресурсах сейчас будет расти. Это шанс для укрепления пенсионной системы, и если им воспользоваться, то рейтинг России только вырастет, заключил эксперт.