Новости

15.04.2014 17:57
Рубрика: Экономика

Направить в русло

В Карелии планируют организовать "диких" туристов
Карелия по итогам одного из старейших туристических конкурсов была признана лидером в номинациях "Лучшее место для зимнего отдыха" и "Лучшее место для активного отдыха". Кроме того, портал Информационного туристского центра республики стал в этом конкурсе вторым. Казалось бы, успех налицо, однако показатели в сфере туристической деятельности не особо радуют.

Так, 1,9 миллиона человек посетили республику в прошлом году, но среди них всего порядка 600 тысяч тех, кто покупали путевки, заказывали гостиницы. Остальные планировали свое путешествие самостоятельно, ехали с палатками и спальными мешками на берега рек и озер. В результате, по мнению заместителя председателя комитета по туризму Владимира Громова, Карелия теряет большие финансовые средства и плюс ко всему получает загрязненные и замусоренные лесные площади.

- Важно перенаправить неучтенный поток в организованное русло, - уверен Владимир Громов. - Все возможности для этого есть. У Карелии сегодня 8,5 тысячи мест для размещения, но занят в среднем 31 процент мест, хотя оптимальный вариант - 57. То есть гостиницы и гостевые дома загружены не более чем на треть. Подобные цифры - показатель того, что между спросом и предложением есть узкое горлышко.

Эксперты определяют несколько причин создавшейся ситуации. Прежде всего, транспорт и неудовлетворительное состояние инфраструктуры. До некоторых исторических мест нет дорог, а есть лишь направления. На сегодняшний день так обстоят дела с российской частью проекта "Горнорудная дорога", что находится в районе поселка Колатсельга. Огромная проблема - добраться до старых рудников. Корреспонденту "РГ" "посчастливилось" на себе опробовать все неудобства передвижения. Доехали мы туда на невзрачной "буханке", оказавшейся вроде вездехода. Но зато впечатления от сохранившихся строений остались потрясающие. Но поедут ли так, допустим, финские туристы? Скорей всего, нет. Плохое состояние дорог и отсутствие разветвленной транспортной схемы отпугивают прежде всего потенциальных туристов из Европы. Если до места путешествия нужно добираться несколько часов, то это является отрицательным моментом и заставляет людей принимать решения не в пользу исторической достопримечательности. Сразу резко падает привлекательность региона.

Хотя в соседней стране есть опыт создания подобных музеев. Деревня Мехке финской коммуны Иломантси прекрасно живет за счет железоделательного завода, закрытого еще в 1907 году. Спустя столетие он снова стал основой экономики населенного пункта. 120 местных жителей принимают 20 тысяч туристов в год.

Любителям старины доступны услуги гостиницы, кафе, пешеходная прогулочная тропа. Туристов привлекают выставки, этнографические фестивали, тематические праздники "День труда", "День железа", возрожденная традиция старого производства чугуна. Вся инфраструктура является безбарьерной средой и обеспечена "мобильными гидами" на разных языках.

В Карелии пока муниципальные власти не очень охотно занимаются туризмом, исключение составляют территории Приладожья. Остальные выжидают. Калевальский район, например, три раза выигрывал гранты на организацию центра туристических услуг. Но как только деньги заканчивались, все сразу же прекращалось. В поселке снова ждут, когда выделят очередные средства.

- Мы пытались заинтересовать Сегежский район, - говорит заместитель председателя республиканского комитета Владимир Громов. - Готовы были приехать, провести семинары, поговорить о возможных перспективах. Но услышали в ответ от руководителей района: в этом нет необходимости.

Еще одна проблема - недостаточная часть малого и среднего бизнеса, занятого в туристической сфере. Как уверен Виктор Кузнецов, руководитель программы Центра развития сельских территорий, люди поедут туда, где функционирует малый бизнес в сфере услуг.

- Поэтому, если мы хотим становления туристической отрасли в Карелии, надо серьезно заниматься предпринимательством, мотивировать людей на организацию сопутствующих услуг, - говорит Виктор Кузнецов.

Из-за неорганизованного туризма ущерб понесли и экология, и казна региона

Подобные идеи высказывает и Иван Гончаров из города Сортавала, представляющий организацию, которая предлагает построить в районе Приладожья несколько экологических деревень, где как раз и будут развивать мелкий и средний бизнес в области туризма. Уже есть 150 семей, желающих переехать сюда, жить и работать. Для этого необходимо 100 гектаров земли. Именно в этом на сегодняшний день и заключается главная проблема.

- Нам не нужны деньги из бюджета. На каждый проект есть инвестор, готовый вкладываться. Необходимо решить вопрос с землей, а нас заставляют идти по кругу, - сетует Иван Гончаров.

Но власти считают свои действия законными и оправданными: мало ли для чего берется земля и что потом на ней появится? Вся надежда у республиканских чиновников на создание туристско-рекреационного кластера в Южной Карелии, куда войдут сразу несколько муниципальных районов. Председатель комитета по туризму Валерий Кирьянов уже провел рабочее совещание с потенциальными инвесторами.

В правительстве подписан протокол о намерениях, согласно которому более 10 предпринимателей подтвердили желание вложить в свои туристические проекты от 30 до 700 миллионов рублей. Общая сумма частных инвестиций за 2015-2018 годы может достигнуть 4,4 миллиарда рублей.

При этом из федерального бюджета можно профинансировать до 28 процентов от стоимости всего проекта на строительство и реконструкцию инфраструктуры объектов кластера.

Правда, когда точно заработает кластер "Южная Карелия", никто не берется сказать. Пока все упирается в оформление необходимых документов.

Экономика Туризм Филиалы РГ Северо-Запад СЗФО Карелия