Для повышения эффективности работы сотрудников компании часто внедряют специальные сервисы для учета рабочего времени. Они позволяют быстро провести комплексный анализ работы сотрудника и оценить продуктивность его работы. Структура рабочего дня сотрудника представлена с точки зрения целевого и нецелевого использования времени. Работодатель видит, сколько реально времени сотрудник тратит на выполнение рабочих обязанностей, а сколько - на деятельность, не связанную с работой. Отчет поможет выяснить причину, если сотрудник систематически не успевает выполнить задачи в срок, поможет оценить работу стажера или претендентов на повышение. Подобные программы показывают, сколько времени сотрудник проводит за компьютером, а сколько - выполняет другие задачи или занимается делами, не связанными с работой. "В зависимости от должности сотрудника и его рабочих обязанностей допустимое время отсутствия за компьютером будет отличаться. К примеру, если менеджер по продажам треть рабочего дня проводит не у экрана монитора - это норма, а для сотрудника службы поддержки - явное нарушение и повод для руководителя разобраться, с чем это связано. Например, если офлайн-активность программиста или дизайнера составляет всего 10% от общего времени работы, то повода для волнения нет. 5-10% - это нормальный показатель (совещания, мозговые штурмы, общение с коллегами). Но если сотрудник, для которого компьютер - основной рабочий инструмент, значительную часть времени отсутствует на рабочем месте, это повод обратить на него внимание и выяснить причину, - отметили в компании Yaware. - Когда сотрудник старается, но не достигает результата, причина может быть в неправильном распределении рабочего времени, неверной расстановке приоритетов, отсутствии необходимых навыков".
Такие системы позволяют проанализировать структуру рабочего дня каждого работника и дают понять, на что уходит время за компьютером, чем сотрудник преимущественно занят, когда не работает. Можно оценить, есть ли нарушения дисциплины, сравнить результаты работы коллег и то, как они распределяют свое время, сделать вывод о том, какой "набор" активностей приводит к лучшему результату.
Но подобные методы подходят не всем компаниям и не всегда эффективны. В первую очередь это касается работников умственного труда. "Длительное отсутствие сотрудника за компьютером еще ни о чем не говорит, как и его длительное отсутствие в офисе. Взять, например, менеджера по продаже услуг доверительного управления, большую часть времени такой работник проводит на встречах, возможно, в перерывах между ними он решает свои личные вопросы, однако если он стабильно приводит в компанию новых клиентов с большими активами, то его вряд ли стоит упрекать в нерациональном использовании рабочего времени. Более того, тотальная слежка за сотрудником приводит к его нервозности, создает дополнительное напряжение, - считает аналитик Анна Кокорева. - Да, определенный контроль за работой сотрудников должен происходить: приход/уход, субординация, дресс-код, опоздания и т.д., но это не должно перерастать в преследование".
Эксперты призывают внедрять эффективный тайм-менеджмент, но не равнять всех под одну гребенку. "Каждый человек распределяет свое время по-разному, в зависимости от своего характера, ума, привычек, способностей и т.д. Кому-то чужой распорядок дня может показаться неудобным, но для этого конкретного сотрудника он идеален. Все методы оценки распределения времени весьма субъективны. У каждой профессии своя специфика, своя нагрузка, - добавила Анна Кокорева. - Сотрудник может распределять время как хочет. Необходимо поставить перед ним задачу, обозначить срок ее исполнения, предоставить ресурсы, и пусть выполняет. Если сотрудник не успел, нужно подумать, а реальный ли был срок исполнения, если да, то с такими работниками обычно прощаются".