16.04.2014 19:20
Поделиться

В хорватском Ровине прошли соревнования по воздушным гонкам

Вопреки распространенному мнению, "Формула-1" уже не является самой быстрой гоночной серией в мире мотоспорта. С нынешнего года это звание снова принадлежит "воздушным гонкам", чемпионат планеты по которым возобновился после трехлетнего перерыва.

Первый турнир состоялся в 2003 году, но с тех пор суть соревнований не изменилась: пилоты по очереди проходят на время воздушную трассу, минуя различные препятствия. Скорость при этом развивается запредельная. На старте она - не больше 370 километров в час (иначе дисквалифицируют), зато потом самолеты разгоняются до 400 км в час и больше. В полете гонщики испытывают перегрузки до 10G (единиц ускорения свободного падения), то есть примерно такие же, что и профессиональные космонавты.

Агрегаты в воздушных гонках - одни из самых управляемых в своем роде. Дух захватывает от того, как мгновенно самолет меняет положение на трассе: это необходимо, чтобы проходить воздушные ворота и "шиканы" Они, конечно, очень легкие. После каждой попытки пилот вместе с самолетом взвешивается: совокупная масса не должна превышать 698 килограмм.

В нынешнем чемпионате некоторые новшества коснулись технической стороны. Если в обычной "Формуле-1" спорам об унификации болидов, видимо, нет конца, то в воздушных гонках к соответствующему решению уже пришли. Стандартизации подверглись двигатели и пропеллеры самолетов, так что теперь пилотам приходится рассчитывать исключительно на собственные навыки.

Как и "Формула-1", воздушные гонки - элитный вид спорта, и это еще один повод для проведения аналогий. Проходить дистанцию на скорости 400 км/ч, причем на низкой высоте (около 15 метров) может весьма ограниченное количество пилотов. В ЧМ-2014 их 12 человек и среди них практически нет молодых людей. Самый юный - 30-летний канадец Пит Маклеод, севший за штурвал в рекордные для воздушных гонок 25 лет. "Меня еще в младенчестве брал на колени отец, поэтому я не помню, когда начал летать, тогда же когда начал ходить. Это было настолько естественно для меня", - смеется Пит. К слову, на первом этапе в Абу-Даби Маклеод завоевал первый в карьере подиум, став третьим.

Но канадец скорее исключение: большинству пилотов уже за 40, а некоторым за 50. "Крестному отцу" воздушных гонок, венгру Петеру Бесеные, который стоял у истоков соревнований, уже 58. Но как вытеснить этого седобородого "дедушку" из элиты, если во время полета он превышает порог допустимых перегрузок и при этом ничего не чувствует? Венгр, кстати, единственный, кто выступал во всех восьми чемпионатах по "воздушным гонкам", а у себя на родине знаменит тем, что в 2001 году пролетел под будапештским цепным мостом вверх шасси!

Или вот ровесник Бесеные, Найджел Лэмб. Родившийся в Зимбабве, он уже в 11 лет подал прошение на вступление в национальные воздушные силы. Запрос был удовлетворен, правда, семь лет спустя. За 30 лет Лэмб поучаствовал в 1770 шоу, став настоящей авиалегендой. Его даже звали в фильмы, где он выполнял на самолетах сложнейшие трюки.

Впрочем, организаторы вовсе не хотят, чтобы воздушные гонки превратились в закрытый клуб. Помимо класса "мастерс" с этого года запущен класс "челленджер", но, конечно, разница пока велика. В том же Ровине, где проходил второй этап чемпионата мира, "челленджеры" проигрывали маститым коллегам по несколько секунд. "Летая с такими пилотами, я многому научился, это фантастика", - признался победитель хорватского этапа в "низшем дивизионе" Франсуа Де Во.

Всего в чемпионате запланировано восемь этапов. В Ровине, хорватской Венеции, прошел первый европейский и второй этап в текущем году. Для городка, живущего туристическим бизнесом, подобное мероприятие в не сезон сродни манне небесной. Всего уикенд посетило 50 тысяч человек, но то, что людей много, было понятно и без подсчетов. Зрители облепили не только берег, но и все доступные крыши, холмы и другие возвышенности. Ожидание воздушных гонок нашло выражение даже в творчестве ремесленников: панно с самолетами заполонили витрины города. "А где это можно купить, - поинтересовался официант, увидев в руках коллеги путеводитель для прессы. - У меня ж теперь сын пилотом стать хочет". Пришлось подарить.

Контуры самолетов в ровиньском небе не выглядели непривычно: издалека они вполне напоминали очертания чаек, которых в городе оказалось множество. Ну а рев двигателей был нисколько не более назойливым, нежели крик птиц. Чайки, к слову, едва не сорвали этап: одна из них чудом избежала столкновения с победителем гонки австрийцем Ханнесом Арком. "Простите за птичку, - извинялся потом пилот на пресс-конференции. - Мы, конечно, очень любим птиц, но вряд ли кто из нас пожертвует временем, чтобы избежать столкновения".

"Вне сомнения это был один из самых драматичных этапов в истории воздушных гонок", - подвел итог ведущий соревнований. Свою лепту внес коварный ветер, постоянно менявший направление. С трудностями справились далеко не все: большинство самолетов при прохождении трассы срезали крылом надувные пилоны, из которых состояли воздушные ворота и, по правилам, заканчивали свою попытку.

Ханнес Арк оказался не только самым аккуратным, но и самым быстрым из дюжины. В финале четырех австриец опередил победителя двух последних чемпионатов, британца Пола Бонома. К слову, этот дуэт первенствовал и на предыдущем этапе, только тогда впереди оказался Боном. В этот раз пилотов разделили какие-то две сотых секунды. "Вряд ли вы сможете успеть что-то сделать за две сотых, - констатировал после Боном. - Но проиграть гонку - успеете".