- Какова линия Германии в отношении украинского кризиса?
Александр Рар: Германия за время финансового кризиса завоевала лидерские позиции в Европе. Кроме того, немцы стали чувствовать свою ответственность и в вопросах безопасности на европейском континенте, в том числе и на Украине. Поэтому, если Германия встанет сейчас на сторону России, она потеряет поддержку и доверие со стороны других стран-членов Евросоюза, которые требуют жестких санкций в отношении Москвы. Иными словами, в таких условиях Берлину необходимо учитывать мнение всех европейских стран в украинском конфликте.
Но при этом немецкая политика старается оставить все двери и форточки для диалога с российской стороной. Это признает и Москва, которая в нынешней обстановке, пожалуй, только с Германией и готова обсуждать вопросы европейской безопасности.
- Поддерживаете ли вы как европеец звучащие в ЕС призывы ввести новые санкции в отношении России?
Александр Рар: Санкции в отношении такой страны как Россия спровоцируют ответные санкции. То есть будет нанесен удар не только по российской экономике, но и по экономике Евросоюза. Особенно пострадают те страны, которые за эти годы выстроили тесные и взаимовыгодные отношения в Москвой, а также сделали большие инвестиции в российскую экономику.
- Вы согласны с тем, что именно западный мир виновен в возникновении украинского кризиса?
Александр Рар: Причин у данного кризиса несколько. Первая: Украина за 25 лет так и не смогла стать сильным, экономически развитым государством. Кроме того, она очень зависит от российских энергоносителей, а в политическом и экономическом плане - от внешних факторов. В нынешнем состоянии Киев не способен принимать суверенные решения.
Вторая: украинская нация так и не смогла стать единой. Ни одна европейская страна не переживает столь серьезного внутреннего разделения.
Третья причина: Украина стала объектом геополитической борьбы между Россией и Западом. Напомню, что конфликт, который мы сейчас наблюдаем, начался осенью прошлого года, когда Евросоюз заставлял президента Украины Виктора Януковича подписать ассоциацию с ЕС и автоматически тем самым хотел закрыть для Украины вход в Таможенный союз и Евразийский союз. Фактически уход Украины на Запад через несколько лет привел бы эту страну к членству в НАТО. Такая перспектива была и остается для России совершенно неприемлемой.
Так на фоне столкновения интересов России и Запада началась настоящая геополитическая битва. Если бы мы жили несколько сотен лет назад, то наблюдали бы настоящее сражение. Но поскольку мы живем в XXI веке, война невозможна. Но геополитические трения тем не менее имеют место быть. Ситуация усугубляется тем, что стороны конфликта не могут найти общую позицию, которая привела бы к стабилизации ситуации на Украине. К сожалению, время играет не на руку Украине. Украинские власти теряют контроль над своей страной, экономика рушится, армия отсутствует. Страну губит и глубочайший этнический конфликт между ее западной и восточной частями. Это очень опасный и затяжной кризис.
- Но должен же быть у этого кризиса какой-то выход...
Александр Рар: Федерализация Украины - единственно правильный выход из положения. Но федерализация не должна стать первым шагом к развалу страны. Федерализация должна быть поддержана всеми конфликтующими сторонами. Конечно, она приведет к децентрализации власти. Но зато регионы получат больше ответственности и прав. Так, Восточная Украина сможет налаживать экономические отношения с Россией, а Западная Украина - с Евросоюзом. То же самое касается культурных вопросов, языковой политики, образования и даже преподавания истории.
Однако подчеркну, что федерализация должна укрепляться всеми сторонами. Нельзя допустить, чтобы на следующий же день после объявления федерализации Украина распалась бы только из-за того, что ее западная и восточная части не смогли о чем-то договориться.
- Каков, на ваш взгляд, будет сценарий развития событий, если Украина не согласится на федерализацию?
Александр Рар: Мы живем в XXI веке, и никто не хочет войны на Востоке Европы. Поэтому Россия, США, Евросоюз и Украина сядут за стол переговоров и смогут договориться о совместном стабилизационном пакете. Причем о Крыме уже речь не идет. Он уже ушел в состав России и на Западе понимают, что вернуть его назад невозможно. Думаю, что в процессе таких переговоров стороны придут к пониманию о необходимости федерализации Украины. Это был бы, конечно, идеальный сценарий.
Негативный сценарий - это кровавый развал Украины, полный упадок страны. Этот сценарий не приведет к нормализации ситуации, которая просто станет неуправляемой.
- Какую роль в стабилизации ситуации на Украине сыграет финансовая поддержка Запада?
Александр Рар: Запад принял решение помогать Украине по нескольким причинам. Во-первых, Запад не хочет развала этой страны. Во-вторых, Евросоюз и США опасаются, что ситуация на Украине может привести к войне. И главное: европейцы жутко боятся восстановления Российской империи. Западный мир готов отдать последние деньги Украине только ради того, чтобы она не попала в орбиту России.
Но если трезво оценивать ситуацию, то нужно признать, что у Запада нет таких денег, которые необходимы для восстановления Украины. США и Евросоюз могут только давать кредиты. А это означает, что Украина должна будет их вернуть. Кроме того, ей придется проводить очень болезненные для своей экономики, политики и социальной сферы реформы. Появится много безработных, закроются сотни заводов, страну охватят акции протеста населения. Так что предоставление кредитов - это не самый лучший вариант.
С моей точки зрения, есть только один-единственный верный выход - это совместная помощь Украине со стороны Запада и России. Особенно России, которая имеет все ключи как для стабилизации ситуации на Украине, так и для дестабилизации.
- Стало ли для Запада шоком то, как Россия отстаивает свои интересы на Украине?
Александр Рар: Да, Запад находится в сильнейшем шоке. Многие в Евросоюзе только сейчас начинают осознавать, что за несколько недель был проведен референдум и Крым вошел в состав России на глазах у Запада, который не смог никак на это отреагировать.
- Приведет ли кризис на Украине к глобальным изменениям в мировой геополитике?
Александр Рар: Пока что это только локальный конфликт. Но все понимают, что от исхода этого конфликта зависит судьба многих регионов в Европе, выступающих за самоопределение.
Второй момент: когда конфликт на Украине успокоится, начнутся длительные и серьезные дискуссии о будущей системе европейской безопасности. Потому что возврат к старой системе будет невозможным. Запад должен будет признать, что проводил неверную политику в отношении России и Украины. Западу также придется признать, что российский фактор в Европе стал доминирующим. Думаю, что в дальнейшем мы увидим многочисленные важные конференции с участием лидеров Евросоюза и России о создании общей свободной экономической зоны от Лиссабона до Владивостока. Также будет идти речь об общих интересах безопасности. Это был бы самый верный и конструктивный сценарий, так как санкции и изоляции могут только вернуть нас к холодной войне.
Еще один важный момент: изменится мировой порядок. Все увидят, что мир стал многополярным, что есть страны, предлагающие свои концепции по ключевым вопросам безопасности.
Так что локальный кризис на Украине будет иметь огромные и глубинные последствия для всего мира.