16.04.2014 16:20
    Поделиться

    Митрополит Мордовский: Мы должны молиться за украинский народ

    Русская православная церковь сегодня должна сделать все, чтобы политические распри не разорвали духовную связь между народами России и Украины. Об этом заявил новоназначенный митрополит Саранский и Мордовский Зиновий - уроженец украинского города Славянска Донецкой области. Владыка прибыл из Элисты к новому месту служения всего две недели назад. По решению Синода, он также временно возглавил Симбирскую епархию.

    Новый митрополит Мордовский (в миру - Анатолий Корзинкин) является одним из авторов школьного курса "Основ православной культуры". Когда-то он преподавал музыку по классу скрипки, дружил с известным альтистом Юрием Башметом. А потом решил круто изменить свою жизнь - и несколько лет трудился сторожем в церкви города Курска. В преддверии главного православного праздника Пасхи владыка Зиновий ответил на вопросы журналистов.

    О политике…

    Мы очень скорбим и переживаем, наблюдая за тем, в какой ситуации оказался братский народ, когда сегодня на наших глазах рушится целое государство. Церковь всегда стремилась вдохнуть в политику миротворческие идеи. Мы стараемся занимать позицию объединения людей в добре, независимо от того, какую веру они исповедуют. Важно понимать, что люди на Украине испытывают сильное информационное давление. Из-за этого сегодня они могут иметь неверные политические воззрения - но завтра все может измениться. Мы должны молиться за украинский народ. Если мы позволим политикам разрушить эту многовековую духовную связь между нами, мы потеряем будущее.

    …и буддизме

    Элистинскую епархию я возглавлял три года. Калмыкия - единственный титульный буддистский регион в стране. Православных там всего порядка 80 тысяч человек. Нам удалось наладить взаимодействие с буддийским духовенством и его главой - шаджин-ламой, который является гражданином США. Мы использовали различные формы для диалога. Кстати, буддизм - одна из попыток человека развить духовное богатство изнутри. В Японии существуют уроки любования - сосредоточения на красоте. Такое углубленное внимание к совершенству и гармонии обогащает душу.

    О преподавании православия в школе

    Я был одним из разработчиков "Основ православной культуры". В свое время это вызвало вал негативных публикаций в прессе: писали о том, что некие "темные силы" пытаются навязать прогрессивному обществу клерикальный курс, вводя в современной школе дореволюционные уроки "Закона Божия", упрекали в "насаждении христианизации". Все эти утверждения искусственно раздуты и надуманны.

    Наш курс не является религиозным - он является культурологическим. Внедряться он начал с Курской области. Я присутствовал на общественном совете, где разгорелись дискуссии о том, нужны ли такие уроки светской государственной школе. По сути, это вопрос о том, нужно ли нам, чтобы наша традиционная духовная культура, связующая поколения, продолжалась - или ее следует отбросить. Конечно, каждый человек, любящий свою родину, ответит на него однозначно. "Мы наш, мы новый мир построим" - это уже было... Ведь светский - не значит антицерковный. Ребенок приходит в музей, видит старинные книги, иконы, прикасается к артефактам. А источником их возникновения в свое время послужила церковная культура. Не зная исторического контекста, своих духовных основ, мы даже "Капитанской дочки" Пушкина не поймем. На уроках мы не занимаемся воцерковлением детей - мы даем им знания. А уж как они потом распорядятся ими - это их дело.

    О поисках веры

    Сегодня многие рассуждают о том, что-де "Бог в душе, а соблюдать церковные обряды необязательно". Это влияние идеологических клише, впитанных еще в детстве и юности. Я сам прошел через вузовский курс научного атеизма и весь каскад богоборческого шквала, который был особенно силен в хрущевское время, помню обещание Никиты Сергеевича показать в 1980 году "последнего попа". Избавиться от этих стереотипов порой бывает сложно.

    Случается и наоборот - в храм подчас приходят люди внешне воцерковленные, но в душе далекие от православия. Я сказал бы, что эти люди - на пути к вере. Они, как дети, делают первые шаги. В "Братьях Карамазовых" отец обращается к старцу с вопросом: "Где Бог?" И получает ответ: "Начни искать правду - и она приведет тебя к Нему". Это очень сложный процесс, и каждый человек преодолевает этот путь пошагово, не сразу - как тот разбойник на кресте, который увидел Иисуса рядом с собой и уверовал. Если человек сам не повернется к Богу - мы будем стучаться в закрытое сердце.

    Поделиться