Причем с риском быть захваченными местными. Так в селе Родинское жители "загоняли" боевой Т 72 словно жирного кабанчика на охоте. Десяток "Нив" окружили грозную машину у оврага. Экипаж - молоденькие резервисты тотчас покинули машину. Теперь у самообороны есть танк.
Секрет военной операции по Турчинову мне раскрыл майор из донецкого райвоенкомата. Имя свое просил не называть:
- Воевать никто не хочет. Умирать никто не хочет. Да, все мы давали присягу. Но когда в стране творится такое! А так - палить по своему народу? Эту кровь потом никогда не отмоешь. Да и на чем воевать? Есть, конечно, элитные части, оснащенные по последнему слову. Но они Киев прикрывают. Или переведены на границу с Россией. А здесь остались резервисты на старой технике да молодняк необученный. Мы призываем, призываем, а никто не идет. Справки медицинские покупают, визы шенгенские открывают и тикают, тикают заграницу типа на заработки. А на самом деле прячутся от военной обязанности. За неделю мы призвали лишь двух хлопчиков. Вот вам и армия...
Ночь в Славянске прошла спокойно. Горели бочки с дровами - полевые пункты обогрева. Наладили пункты питания - горячий чай и бутерброды в любом количестве. Над Донецком днем кружил боевой вертолет. По-видимому, заблудился.
К вечеру на площадь к облсовету подтянулись местные барды. Песню Высоцкого про "черное золото" исполняли на "бис" аж три раза.
Я фотографировал на мыльницу баррикады, когда на меня набросились два паренька лет по пятнадцать.
- Не снимать!
На пацанах были каски, маски, наколенники и какая-то защитная хоккейная амуниция. В руках самодельные щиты и полированные железные ломики.
- Кто вы такие, что мне, гражданину России, запрещаете снимать Историю?
- Мы русские хохлы - грудь колесом! Сейчас аппаратик отнимем и отоварим по башке - тогда будешь знать, кто мы такие.
Рядом стояло два милиционера в лимонных жилетах. Они отвернулись от действа.
- Ладно, ваша взяла. Снимать не буду...
Хлопчики, довольные собой, зашагали дальше. Кто это был, мне не смогли ответить ни в штабе повстанцев, ни в горотделе милиции. Вокруг революции всегда шляется много сброда. На киевском майдане таких было много.
Мне жаль этих хлопцев, решившихся поиграть в войнушку на чьей бы то ни было стороне. Случись что, и они первые попадут под раздачу.
О жестокости перемен говорит один лишь факт. Когда восставшие брали отдел милиции в Горловке, парень, который снял украинский флаг и повесил российский, был сброшен с козырька на землю. Сломал ключицу и получил сотрясение мозга. Сталкивал его лично начальник отдела при исполнении и в форме. Начальника потом сильно поколотили восставшие. А в подвластной Киеве прессе из него сделали героя: как же, дал отпор и за это пострадал.
Самооборона прессы не имеет. А в украинском Интернете начались "чистки". Многие провайдеры на востоке отключили не только новостные российские каналы, но даже аполитичное ТНТ. Не зайти на сайт Живого Журнала. Не работает сайт нашей газеты и других российских СМИ.
Все же с помощью хитроумных программ можно обойти запрет и смотреть правдивые новости, отличные от киевских.
Вечером над Донецком взошла огромная луна. Владимир Петрович, учитель астрономии, вынес свой телескоп на площадь Ленина. За 5 гривен он давал любоваться на ночное светило без ограничения. Собралась даже небольшая очередь.
- Смотрите, смотрите, пока небо не заволокло тучами, - говорил он.
- Или пороховым дымом, - грустно шутили прохожие.