- То, что уже сделано, не может не радовать, - говорит Марианна Акиндиновна. - Наши граждане, россияне и белорусы, реально имеют равные права на свободу передвижения, выбор места пребывания, жительства и работы. Выплата пособий по материнству, семейных и пособий по временной нетрудоспособности, по уходу за детьми - все эти вопросы решаются. Работники подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев и профессиональных заболеваний. У нас едины требования к обеспечению здоровых и безопасных условий на производстве. Это способствует активному формированию общего рынка труда. На сайтах служб занятости практически в режиме реального времени публикуем данные о наличии вакансий. Наш общереспубликанский банк вакансий в минувшем году, например, посетили более 575 тысяч пользователей. Это почти в полтора раза больше, чем в 2012-м, и без малого в 4 раза превышает активность 2011 года.
Бесплатно и в полном объеме в Союзном государстве оказывается скорая и неотложная медицинская помощь. У нас больше нет проблем при установлении степени утраты трудоспособности, группы и причины инвалидности, обеспечении нуждающихся техническими средствами социальной реабилитации и выплате пенсий. Более 150 договоров и соглашений различного уровня (правительственного, ведомственного, вузовского) регулируют общий рынок образовательных услуг. В ближайшее время планируем ввести взаимное признание документов о дополнительном образовании и результатов вступительных испытаний в вузы - российского единого госэкзамена и нашего централизованного тестирования.
Не случайно по итогам заседания Высшего Государственного Совета, состоявшегося 25 декабря 2013 года в Москве, отмечено, что равные права граждан в социальной сфере в целом обеспечены. Министерствам труда и социальной защиты, образования, здравоохранения, внутренних дел даны поручения по совершенствованию социальной политики.
Нынче много дискуссий о росте трудовой миграции граждан Беларуси в Россию. Как вы относитесь к этим процессам?
Марианна Щеткина: С одной стороны, временный выезд граждан на заработки за пределы страны смягчает проблемы избыточной занятости. Наниматели могут повысить эффективность производства, труда, заработную плату. Мигранты приобретают новые профессиональные навыки и знания, которые в дальнейшем используют на родине. С другой стороны, Беларусь, как и любое государство, не заинтересовано в оттоке квалифицированных кадров. Каждый руководитель стремится удержать лучших специалистов. И для этого в стране создана необходимая нормативная база, позволяющая нанимателям внедрять гибкие системы оплаты труда.
Всем нанимателям рекомендуется включать в коллективные договоры так называемый "социальный пакет". Это могут быть стимулирующие и социальные выплаты, гарантии при найме и увольнении, предоставление дополнительных отпусков, обучение за счет средств нанимателей (в том числе за границей), дополнительное медицинское обслуживание и оздоровление, культурно-спортивные мероприятия, займы и ссуды на строительство и приобретение жилья, поддержка семей, имеющих детей. Все зависит от кадровой политики на конкретных предприятиях. Чем эффективнее они работают, тем больше размер чистой прибыли, значит - больше возможность не только удержать, но и привлечь квалифицированную рабочую силу, в том числе из-за рубежа.
Что касается цифр, то официальная статистика трудовой миграции, которой мы располагаем, фиксирует тенденции роста иммиграции и снижения эмиграции. По данным Министерства внутренних дел, в 2013 году в нашу страну приехали работать на 9,4 тысячи человек больше (всего 18,2 тысячи), чем в 2012 году, а выехали - на 0,8 тысячи меньше. В 2012 году за пределами страны работали 6,5 тысячи человек, в 2013 году - 5,7 тысячи.
Работавшие еще при СССР в России граждане Беларуси частенько интересуются возможностью перехода на российскую пенсию. Это, очевидно, связано с разными уровнями пенсионного обеспечения россиян и белорусов?
Марианна Щеткина: Если говорить о пенсионных выплатах, то в любой стране они зависят в первую очередь от возможностей национальной экономики, стоимости жизни, пенсионной системы. Согласитесь, для человека важен не размер пенсии, а ее покупательная способность. На протяжении двух десятилетий пенсионная система Беларуси действует как стабильный и самодостаточный институт, который полностью справляется с задачей материального обеспечения нетрудоспособных граждан, причем без бюджетных дотаций. Пенсионные выплаты и у нас, и в России относительно доходов работников поддерживаются в среднем на уровне не ниже 40 процентов заработка, что соответствует международным рекомендациям.
Планируется ли сближение пенсионных систем России и Беларуси? Будет ли в Беларуси вводиться "накопительная" пенсионная система?
Марианна Щеткина: В нынешних финансовых и демографических условиях, как вы знаете, многие государства повысили и продолжают повышать пенсионный возраст. Беларусь, как и Россия, его сохранила, но ввела стимулы для добровольного повышения. У нас есть "премии" за длительную работу после достижения общеустановленного пенсионного возраста без получения пенсии, что, кстати, планируют перенять российские коллеги. В России озвучены планы по введению с 2015 года нового порядка расчета пенсии, при котором она будет зависеть от стажа и заработка. Такая зависимость в нашей стране уже реализована. Совпадают наши намерения и по увеличению минимального страхового стажа для назначения пенсий по возрасту. В Беларуси с января он увеличен до 10 лет. Стоит отметить, что мы еще в 2009 году ввели профессиональное пенсионное страхование для работников, занятых во вредных условиях труда, и сформировали автономный источник финансирования досрочных пенсий за счет дополнительных взносов работодателей. По такому пути реформирования льготных пенсий пошла и Россия.
А вот к введению в общую пенсионную систему обязательной накопительной части, на мой взгляд, надо подходить осторожно. Опыт свидетельствует: первоочередным результатом от реализации такой меры является дефицит пенсионных фондов, а следовательно, снижение пенсий, если они, как у нас, например, не дотируются из республиканского бюджета. При этом нестабильность финансовых рынков, отставание доходности фондов от инфляции может привести к обесцениванию пенсионных средств. Оптимальный выход - развитие добровольного участия работников и работодателей в формировании дополнительных пенсий.
В связи с созданием Таможенного союза и Единого экономического пространства с участием Казахстана решение каких социальных вопросов особенно актуально?
Марианна Щеткина: Нас, конечно, интересует вопрос заключения соглашения о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения с Казахстаном. При решении вопросов пенсионного обеспечения граждан, переезжающих из Казахстана на постоянное проживание в Беларусь, применяются положения Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, которое основано на "территориальном" принципе. Пенсия назначается и выплачивается по законодательству и за счет средств государства, на территории которого проживает гражданин. Между тем сейчас страны в своем национальном законодательстве стали закреплять нормы о включении в трудовой стаж только тех периодов работы, которые сопровождались уплатой взносов в свой пенсионный фонд. В итоге при назначении пенсии в Беларуси стаж работы в Казахстане засчитывается до 1 января 1998 года. Аналогичная норма применяется и в Казахстане. Это не позволяет людям при переезде реализовать в полном объеме свои пенсионные права. Мы предложили коллегам в Казахстане рассмотреть вопрос о подготовке межгосударственного договора, основанного на принципе "пропорциональности", когда пенсия выплачивается государством, на территории которого формировались пенсионные права. Как это уже успешно реализовано у нас на практике с Российской Федерацией.