17.04.2014 23:02
Поделиться

Судьба поэта Николая Ушакова навсегда была связана с Киевом

Собор Андрея и откос.

Стоят старухи со свечами.

На них весенними очами

с креста глядит Исус Христос.

И со свечами весь Подол

стоит у горнего порога,

и я на Днепр взглянуть пришел -

тепло душе, и слава Богу.

Николай Ушаков, Киев, 1951 г.

То, что Николай Ушаков будет поэтом, нетрудно было предугадать: он родился в тот день, когда Россия праздновала столетие со дня рождения Пушкина.

Отец Коли был потомственным военным. Прадеды участвовали в войне 1812 года. Мама (венгерка по национальности) умерла, когда мальчику не исполнилось и четырех лет. Спасибо дедушке и бабушке - они забрали Колю в свое ярославское поместье Успенское-Озерки. Старинная деревянная усадьба на высоком берегу реки Касти, липовые аллеи, храм Успения Богородицы. (Еще лет десять назад там можно было увидеть последние усадебные строения, но в 2006 году от весеннего пала травы они сгорели, гибнет и храм.)

Бабушка Мария Ивановна Ушакова в молодости знала Н.А. Некрасова и даже гостила у него в Карабихе, в доме хранилась книга с его автографом. В 1908 году бабушка умерла, и дед Яков Афанасьевич отвез мальчика в Киев, где тот поступил в Первую Киевскую гимназию. Впоследствии Коля окончил ее с золотой медалью.

Так судьба Николая навсегда оказалась связана с Киевом. Здесь он написал свое первое "взрослое" стихотворение с удивительным для четырнадцатилетнего подростка названием "Тишина". Ушаков был одарен той "тишиной навсегда обрадованного сердца", без которой невозможно писать стихи в громыхающую эпоху революций и войн.

Вот стихи восемнадцатилетнего Ушакова, написанные тревожной весной 1918 года:

...А много льду еще не сколото,

а двор седее ноября,

и ржавое мутнеет золото

раскрытого монастыря.

Лениво крестятся прохожие

теплу коричневых икон,

звенят, гудят призывы Божие,

и гул ручьями повторен.

Распахнутая церковь ладаном

кадит из запертых ворот,

и он нежданно и негаданно

по улицам плывет, плывет.

Вскоре молодой поэт становится известен. В молодой республике Советов его прославили не великопостные стихи, а "пролетарские ямбы". Это была его искренняя дань времени великих строек и красных косынок.

Мастерством и свежестью стихов Ушакова восхищался Маяковский. Варлам Шаламов, начинавший как поэт в те же 1920-е годы, вспоминал: "Был такой миг истории русской лирики, когда всем казалось, что именно Ушаков несет в себе ключ к тайнам века..."

Разъезд,

товарная,

таможня...

И убегает под откос

за будкой железнодорожной

в дыму весеннем абрикос,

еще не зелен,

только розов.

И здесь,

над выдыхом свистков,

над жарким вздохом

паровозов,

воздушный холод лепестков.

В депо трезвон и гром починок,

а в решето больших окон

прозрачным золотом тычинок

дымится розовый циклон.

И на извозчичьем дворе

хомут и вожжи на заборе

в густом и нежном серебре,

как утопающие в море.

В депо,

в конюшни

и дома

летит фруктовое цветенье.

И сходят лошади с ума

от легкого прикосновенья.

С середины 1930-х годов Ушаков для читателей исчезает. Нет, его миновали репрессии, но он пишет "в стол", печатается все реже, посвящает себя переводам на русский язык украинской поэзии.

В этом году, когда отмечается 200-летие со дня рождения Т.Г. Шевченко, уместно вспомнить, что во многом благодаря Ушакову классики украинской поэзии стали близки и русскому читателю. (Сегодня имя Н. Ушакова носит литературная премия - она присуждается Национальным союзом писателей Украины украинским поэтам, пишущим на русском языке.)

Николай Николаевич Ушаков умер 17 ноября 1973 года. А вскоре трудами и заботами исследователя русской литературы Ирины Гитович имя Ушакова вернулось в русскую поэзию. Подготовленный Ириной Евгеньевной сборник "неизвестного" Ушакова вышел в Москве в 1981 году. Да, эпоха на дворе стояла брежневская, издательство называлось "Советский писатель", но вот стотысячным тиражом вышли стихи, в которых звучало открытое исповедание православной веры. Сейчас мы упрощаем то время, низводим его до чего-то плакатного, а оно было сложным, многоцветным и богатым на истинные чудеса.

Голос Николая Ушакова можно услышать в Интернете на сайте "Старое радио": http://control.audiopedia.su/audio/16973 Первым поэт читает "Вино". Две последние строчки этого стихотворения ("Чем продолжительней молчанье, // тем удивительнее речь...") я впервые услышал еще в конце 1970-х годов, но без имени автора. Их, помнится, приписывали даже Пушкину...

Вино

Я знаю,

трудная отрада,

не легкомысленный покой,

густые грозди винограда

давить упорною рукой.

Вино молчит.

А годы лягут

в угрюмом погребе, как дым,

пока сироп горячих ягод

не вспыхнет

жаром золотым.

Виноторговцы - те болтливы,

от них кружится голова.

Но я, писатель терпеливый,

храню, как музыку, слова.

Я научился их звучанье

копить в подвале и беречь.

Чем продолжительней молчанье,

тем удивительнее речь.

1926 г.

Ангел

Пред мертвой и живою былью,

без всякой думы на челе

наш ангел, потерявший крылья,

спокойно ходит по земле.

Ничто

не будит в нем сомненья,

ничем

Он, ясный, не смущен.

И самое грехопаденье

с улыбкой

вспоминает он.

А мы все книги прочитали

и так боимся каждый раз,

чтоб крылья ангелу не дали

и он

не улетел от нас.

1938 г.

В пути

Пока еще не дан свисток,

хотя б за небольшую плату,

Господи, пошли нам ручеек,

чтоб каждый руки вымыть мог

подобно Понтию Пилату.

И мы бежим, взяв полотенца,

за привокзальные сады

в напрасных поисках воды,

случайные переселенцы

с вдали мерцающей звезды.

1944 г.

Набросок

Снег дышит теплотой весенней

Под еле внятной синевой,

Так и упал бы на колени

Пред этой бледною весной...

1941 г.

***

Если можно было бы сначала

жить начать одним прекрасным днем,

я б хотел, чтоб иволга кричала,

чтобы набухал простор дождем.

Чтобы плакал мир его слезами,

и от слез мне было бы светло.

Жить с сухими, жесткими глазами

слишком, слишком, слишком тяжело.