Леса занимают в Смоленской области площадь 2,2 миллиона гектаров, в том числе земли государственного лесного фонда - 1,99 миллиона гектаров. Межевание земель лесного фонда началось в регионе в 2012 году и на сегодняшний день выполнено только на 20 процентов. Недостаточно ответственное отношение властей к этой работе привело к массовым злоупотреблениям: земли лесного фонда незаконно переводились в земли сельскохозяйственного назначения, присоединялись к землям населенных пунктов, огромные площади оказались в частной собственности.
- Объявить все состоявшиеся сделки и принятые нормативные акты незаконными можно, но непродуктивно, - считает начальник департамента по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания Юрий Шарин. - Мы обратились в федеральное агентство лесного хозяйства с предложением закрепить нынешний, незаконно измененный статус земель лесного фонда, но при этом по согласованию с соответствующими органами государственной власти и местного самоуправления возместить потери за счет земель поселений и земель сельскохозяйственного назначения.
В регионе выявлено несколько крупномасштабных захватов земель лесного фонда. Более 1200 гектаров защитных лесов и лесопарковых зон незаконно включены в состав земель города Ярцево. На территории ближайшего к Москве Гагаринского района из лесного фонда путем замысловатой цепи судебных исков и решений исключено около шести тысяч гектаров земель с запасом древесины более миллиона кубометров и стоимостью более 50 миллионов рублей. Эта территория оказалась в собственности физического лица, жителя Подмосковья, и в настоящее время там происходит незаконная вырубка зеленых насаждений. Но самая шумная история незаконного захвата земель лесного фонда произошла под Смоленском, в деревне Боровой - излюбленном месте поселения высокопоставленных чиновников и состоятельных бизнесменов. По словам Юрия Шарина, около 50 земельных участков в этом районе, входящих в состав лесного фонда, бесплатно, по решению судов были предоставлены физическим лицам под индивидуальное жилищное строительство.
- Все хотят получить участок под застройку именно в Смоленском районе! - констатирует директор регионального филиала федеральной кадастровой палаты Росреестра Александр Гриневич. - Границы лесного фонда здесь в соответствии с законодательством не установлены. Это не означает, что ничем нельзя подтвердить принадлежность спорного участка к землям гослесфонда, но картографические и прочие имеющиеся у нас и у профильного департамента материалы судами принимаются далеко не всегда. На оптимистический лад настраивает начатая областной прокуратурой и управлением Росимущества работа по восстановлению федеральной собственности на незаконно захваченные земли лесного фонда. Возможно, дело дойдет и до сноса уже построенных домов.
Это заявление федерального чиновника вызвало немалое оживление в Смоленске: горожане знают, кто обосновался в Боровой, и к перспективе сноса дорогих коттеджей в элитной деревне отнеслись с неподдельным интересом. Тут же вспомнилась история с поселком "Речник" на западе Москвы. Несколько лет назад там разгорелся шумный скандал, сопровождаемый сносом построек, незаконно возведенных дачниками, в числе которых были и хорошо известные в стране люди, при этом никаких компенсаций за уничтоженное имущество граждане не получили.
Юрий Шарин считает, что до использования силовых методов в Боровой дойдет вряд ли - даже несмотря на то, что российское законодательство полностью исключает размещение капитальных строений на землях лесного фонда.
- Многие из этих людей не подозревали, что приобретают лесной участок незаконно, - говорит начальник департамента. - Существуют определенные схемы, когда по решению суда, без учета требования лесного законодательства, без привлечения представителей нашего департамента в собственность под жилищное строительство предоставлялись земельные участки, после чего несколько раз перепродавались. В итоге живет человек и не знает, что занимает земли государственного лесного фонда. Поэтому если строение не находится на особо ценных землях, мы инициируем перевод этих участков в земли населенного пункта, при этом из земель поселения должен быть выделен равный участок для включения его в земли лесного фонда.
В настоящее время на рассмотрении судов находится 27 дел, связанных с незаконным захватом земель лесного фонда, но до тех пор, пока в Смоленской области не завершено их межевание, ждать успешного разрешения этих споров не приходится. Юрий Шарин считает, что о первых результатах работы по возвращению земель лесного фонда в государственную собственность можно будет говорить не раньше середины следующего года.