В Татарстане многодетным не понравились предлагаемые участки

Более двух тысяч многодетных семей в Казани получили наделы от государства, но далеко не всем удается воплотить свои планы на заветных шести сотках.

Какие трудности поджидают новоиспеченных землевладельцев и тех, кто еще только стоит в очереди, выяснял корреспондент "РГ".

Муки выбора

Признаюсь, если бы не излишняя осторожность, моя семья могла получить участок еще год назад. И тогда я, опираясь исключительно на свой опыт, рассказывал читателям, каково это осваивать "целину". Но, поскольку у казанцев есть возможность выбора между двумя территориями, мы предпочли отказаться от участка в Высокогорском районе в пользу Лаишевского. В итоге уже второй год стоим в очереди под номером 1000.

Напомню, сначала власти отвели под землю многодетным в Высокогорском районе (близ деревни Каймары) 300 гектаров, а чуть позже в Лаишевском (неподалеку от поселка Сокуры) - 166 гектаров. Участники программы обеим территориям для удобства присвоили имена этих соседних населенных пунктов. Как-то сразу сложилось мнение, что Сокуры попрестижнее: Казань в их направлении активно развивается, вблизи проходит новая дорога на аэропорт и, наконец, рыбалка в этих краях знатная. А вот за Каймарами закрепилась дурная репутация из-за близости радиоактивного могильника. И хотя чиновники уверяли, что фон там в пределах нормы, многие все равно испугались.

Так возник ажиотаж вокруг Сокур. Причем люди отказывались от наделов, которые им давали "здесь и сейчас", в пользу земли, на тот момент еще даже не размежеванной. Большинство из них, как и мы, сейчас стоит в очереди. Вот только участков в Лаишевском районе на всех отказников уже не хватает.

Пугало в чистом поле

Как не трудно догадаться, первыми наделы получили люди, которые не побоялись слухов о радиации и выбрали Высокогорский район. Одна из них Алсу Фатхиева. В очереди их семья стояла почти год. В ноябре 2012 года Алсу с мужем пригласили в земельный комитет для выбора надела по фотографии, в марте им выдали документы, а летом позвали на межевание. Здесь-то они впервые и увидели участок.

- Скажу честно, мне выбирать долго не пришлось: старшему сыну исполнялось 18 лет, и я могла утратить статус многодетной, - рассказывает Алсу. - Я решила, раз дают, надо брать. До Казани 20 минут на машине, рядом санаторий "Крутушка" и современная деревня Каймары, где строят шикарные коттеджи. Мы с мужем подумали, раз люди не боятся, значит, все здесь благополучно. У нас участок красивый, ровный. Кому-то ведь попались участки со склоном под овраг. Земля мягкая, чернозем, клевер растет. Чтобы пометить участок, мы поставили красивое огородное пугало.

Но, похоже, на ближайшие годы пугало будет единственным обитателем участка. В планах семьи было строительство летнего дома, но пока это невозможно. Чистое поле - ни электричества, ни газа, ни воды. Поэтому решили посадить здесь клубнику и деревья.

Ни построить, ни продать

Действительно, отсутствие коммуникаций на участках главная проблема. Казанские власти в общем-то согласны решить этот вопрос, но дипломатично дают понять, что без финансовой помощи федерального центра вряд ли справятся: в законодательных актах, касающихся выделения земли многодетным семьям, источники финансирования не определены.

При этом руководство Казани уверяет, что все необходимые проектные работы ведутся и в перспективе на обеих территориях вырастут чудесные поселки с социальной и инженерной инфраструктурой. Там запланировано строительство 6 школ и 11 детских садов. Вот только когда наступит это светлое будущее, власти сказать затрудняются.

Неизвестность людей пугает. Строить дом на столь "зыбкой почве" решится далеко не каждый. Вроде бы, напрашивается единственный выход - продать землю. Но и здесь все не так просто.

- Сложность в том, что собственниками данного участка помимо родителей являются несовершеннолетние дети, - поясняет директор одного из казанских агентств недвижимости Анастасия Гизатова. - При продаже этого участка деньги, вырученные от доли детей, нужно либо положить на расчетный счет, либо приобрести на них другую недвижимость.

Кроме того, участки не являются ликвидными, это одно большое поле. Нет гарантии, что там появятся коммуникации и подъездные пути. Что касается стоимости, то сейчас начало сезона и предложений на рынке нет. Но если они и появятся, участки, думаю, будут стоить не дороже пятисот тысяч рублей. А это дешево для шести соток.

В такой ситуации земля для многих семей превращается в тот самый чемодан без ручки, который и носить неудобно, и выбросить жалко. Вот что пишет Александр, участник интернет-форума, на котором общаются многодетные татарстанцы, стоящие в очереди на участки: "Мучает один вопрос - предположим, соглашусь и оформлю землю в чистом поле (что Каймары, что Сокуры). Коммуникаций нет, дорог нет, да и далеко от города, где школы, детсады, спортивные секции... Как следствие, строительство будет очень недешевым, сложным и долгим. А результат - проживание "на куличках". Смысла пока во всем этом нет. И здесь вопрос - налог на землю будет начисляться? Ответ - да. Ситуация сложится такая - не строишь, не живешь, но деньги платишь".

Мамы объявляют войну

Впрочем, имеются среди очередников (опять же встретил на форуме) и люди, настроенные куда радикальней. Это такая непримиримая оппозиция, состоящая в основном из энергичных и воинственных мамочек. Представителей этой "партии" предложение властей получить участок не в черте Казани, да к тому же и без коммуникаций, восприняли как личное оскорбление. Они отказываются от земли и в Лаишевском, и в Высокогорском районах. При этом опираются на тот самый закон о земле для многодетных, где сказано, что муниципалитет может предоставлять участки семьям за пределами своих границ только с их согласия. "Оппозиционеры" вот уже не первый год воюют с исполкомом, требуют найти для них участки в переделах Казани. Но пока безрезультатно.

А есть на форуме люди, которые на государство не рассчитывают и готовы возводить дом самостоятельно. Например, Ринат. Своим оппонентам он весьма резко заявляет: "Люди в подавляющем большинстве принципиальные халявщики, ждут, что кто-то им бесплатно должен масло на хлеб намазать".

Ринат уже составил план работ на пять лет. Он утверждает, что вопросы с электричеством и строительством подъездной дороги вполне решаемы.

Руководитель агентства недвижимости Анастасия Гизатова также считает, что построить дом на участке можно, но пока лучше дачного типа.

- Но надо понимать, что жить семье придется практически в одиночестве, а это небезопасно.

Бюджетный каркасно-щитовой дом, по ее мнению, обойдется в сумму от 700 тысяч до миллиона рублей. Однако у скептиков есть резонное возражение. Если бы все семьи могли за свой счет не только построить дом да к тому же подвести к нему коммуникации, они вообще не стояли бы в очереди за бесплатным участком в чистом поле. А купили бы себе надел в каком-нибудь престижном местечке.

Трудно сказать, кого в рядах многодетных больше - довольных или недовольных. Пожалуй, все же вторых. Как показала практика, бесплатные участки не приносят шальных денег. Напротив, они требуют от своих владельцев усилий и затрат. Как относиться к столь специфическому подарку, каждый решает сам. Можно обидеться и объявить бессрочную войну чиновникам. А можно принять ситуацию и найти в ней плюсы. Именно так поступила наша героиня Алсу Фатхиева.

- Время быстро пролетит, дети вырастут. Мы с мужем мечтаем построить на нашем участке дом, - говорит она. - Может, на старости лет туда переберемся, а детям оставим городскую квартиру. Вообще я считаю, что это хороший подарок от государства. Мы же детей рожали не ради участков.

По вопросам, связанным с земельными участками многодетным, обращаться по телефону: (843) 221-40-41.