Владимир Николаевич, вы судили на соревнованиях самого высокого международного уровня. Чем они отличаются от турниров, где возраст участников не превышает 19 лет?
Владимир Махнев: Тут немало своей специфики. Во время молодежных баталий судьям приходится нередко быть и учителем, а иногда даже и своеобразной нянькой для ребят. Например, только что один мальчик поднял руку, чтобы я к нему подошел. Оказалось, соперник вышел из-за столика, а он не знает, можно ли в этот момент делать ход. Пришлось объяснить, что во время партии любой шахматист в этот момент может спокойно гулять по залу.
К детям судьи, понятно, относятся более доброжелательно. На взрослом же турнире подобное некорректное обращение к арбитрам чревато не только замечанием, но его могут даже "оштрафовать", сократив время на обдумывание своих ходов. Юным же игрокам стараемся подробно разъяснять правила, подсказывать, как вести себя за доской в разных ситуациях.
Сколько ваших коллег работает в эти дни в Лоо?
Владимир Махнев: Судейская бригада состоит из 39 человек, причем в их числе восемь волонтеров. У меня, как главного судьи, есть четыре заместителя. Они наделены всеми полномочиями для принятия решений: как в отношении участников розыгрыша, так и в оценке выполнения работы другими арбитрами.
А прописаны ли какие-нибудь, так сказать, "отклонения" от правил в положении первенства?
Владимир Махнев: К примеру, установлено время для возможного опоздания на игру, которое составляет 15 минут. Дети все живут в санаторном комплексе, а значит, до зала с шахматными столами юным дарованиям достаточно минут десять. От таких расчетов и отталкивались. По правилам же взрослых турниров опозданий не должно быть.
А еще даем немного "запасного времени" и на то, чтобы ребенок мог сориентироваться: найти из 252 столов свой, заполнить бланк и настроиться на игру.
Пправда, бывает, что и четверти часа все же оказывается недостаточно. В первый игровой день, как выяснилось, один мальчик сильно опоздал из-за того, что ждал тренера, обещавшего проводить на соревнования. К тому же мы понимаем: в Сочи приехали ребята из 78 регионов - только из Москвы и Московской области 125 человек, а из Санкт-Петербурга - 82. В каких-то делегациях шахматистов сопровождают по несколько взрослых, а в других имеется всего лишь по одному руководителю. В данном случае сопровождающий просто проспал, а ребенку пришлось ждать. И непонятно, кто здесь виноват. Увы, судье, к сожалению, пришлось зафиксировать поражение опоздавшему в этой партии.
Еще после завершения каждой встречи дети должны позвать кого-то из нас, чтобы судья зафиксировал в протоколе результат поединка и попросил участников расписаться. Обычно это все делают игроки, но дети иногда могут по рассеянности написать на одном бланке о победе белых, а на другой - соперника - о победе черных...
Серьезные нарушения или курьезные случаи уже происходили?
Владимир Махнев: Грубых нарушений пока на турнире не зафиксировано. Несмотря на возраст, в ключевых вещах шахматисты точно придерживаются правил. Кстати, протестов и апелляций тоже нет.
Но уже случались и, как говорится, нештатные ситуации. Буквально вчера арбитр увидела, что часы на столе участниц сбились и отстали минут на 20. Видимо, батарейки подвели. Она подошла и попыталась объяснить девочкам, что надо скорректировать время на часах и разобраться, сколько им еще осталось играть. А одна из них, видимо, впервые попавшая в подобную ситуацию, сразу потребовала вызвать главного судью. Других даже слушать не захотела. Пришлось идти объяснять, что к чему. В итоге добавили каждой по десять минут, и они продолжили партию.
К тому же тут собрались и очень бойкие ребята, и довольно застенчивые. Причем некоторые даже на слово изворотливому сопернику могут поверить. В одной из встреч игрок сделал ошибочный ход и затем сумел убедить соперника, будто "выполнил все по новым правилам". Выясняются же подобные вещи уже после игры. К сожалению, такая партия просто "заигрывается". Если не обратил внимания и не позвал вовремя судью, а партия закончилась, результат уже не исправляют.
Наша задача на детских турнирах не столько журить, сколько помогать будущим звездам войти в русло крупных соревнований, понять кухню таких первенств и не чувствовать себя растерянно в будущем.