На Кубани реализуется масштабная программа поддержки личных хозяйств

Женщину-руководителя выдает взгляд - пронизывающе-оценивающий. Как говорится, опыт не спрячешь. Герой труда Кубани Антонина Ивановна Стаценко уже несколько лет на пенсии, но частенько о бывшем гендиректоре одного из лучших хозяйств России - ОАО "Родина" в Новокубанском районе говорят: "Такую женщину не забудешь". Статная, красивая, настоящая казачка, она руководила колхозом 16 лет. По сравнению с ней знаменитая председательша Галина Ермолаевна из "Кубанских казаков" в исполнении Ладыниной просто городская дамочка. Зато характер у них схож. Кремень!

С Антониной Ивановной мы говорим о жизни, о Кубани и о людях, которые встретились ей на пути. И становится ясно: ничего не надо о ней придумывать и приписывать. Такая, какая есть.

"Антошка"

Отец, Иван Головко, был тяжело ранен в 42-м, спасти ногу не удалось. Но он никогда не унывал и ущербным себя не считал, был неуемным оптимистом и юмористом. На одной ноге даже в футбол с внуками гонял! Затейник был великий. Только про войну не любил рассказывать. С мамой они прожили вместе больше полувека, до самой старости. Она была женщиной властной, а папа, наоборот, давал нам волю. Будучи старшей в семье, мне пришлось нянчить младших братьев - Сашу и Сережу. Я над ними верховодила, сначала на огороде - "доводила норму для братьев", потом главенствовала и на улице. Меня побаивались. Однажды пошла навещать деда, который жил через речку на краю села. Тамошние пацаны меня стали дразнить: "Кривый Головко попыв кисло молоко!" Ну, думаю, я вам покажу! Взяла длинный дрын и отлупила их. После того случая получила пацанское имя "Антошка". Кстати, родители и вправду хотели мальчика, а появилась я....

Позже, в школе была председателем совета дружины, секретарем комсомольской организации, и, наверное, могла бы сделать отличную номенклатурную карьеру. Но после школы поступила в Кубанский сельхозинститут на агронома-экономиста. И не жалею ни о чем.

Мой Володя

На каникулы и на каждый праздник я ездила из Краснодара домой - помочь по хозяйству. В ноябре 1967 года взяла на автостанции билет на проходящий автобус, и там познакомилась по дороге в станицу Бесскорбную со студентом мехфака Володей Стаценко. Нашли общие интересы, дружили с ним три года. А поженились на четвертом курсе. Жили в студенческом общежитии. Потом Володя уехал домой, в Бесскорбную, где молодого специалиста ждал председатель колхоза "Родина" - знаменитый Павел Яковлевич Штанько. Потом и я поехала туда же на преддипломную практику - и осталась в колхозе на долгие годы.

Машину я не вожу. Пока Володя живой был, он довозил меня до работы. Пытался учить вождению, но потом махнул рукой: тебе, Антонина, нельзя за рулем, ты по сторонам головой крутишь, всходы проверяешь. Уже после его смерти прислали за мной служебную машину. За рулем сидел водитель - и впервые это был не Володя. Я не выдержала, расплакалась. Ему было только 53. Дома он частенько ставил меня на место: в колхозе будешь командовать, а здесь ты жена. Мне его сейчас очень не хватает.

Мои университеты

О Штанько хочу сказать особо. Он бывший фронтовик, потомственный земледелец, воспитал целую плеяду руководителей. Считал: начальником нельзя стать, не пройдя все ступени на производстве. Мог спорить хоть с первым секретарем райкома. Вот пример. У нас разница в созревании зерновых с соседями неделя. Они начинают убирать, а нам рановато. Тут приезжают люди из района, давят: давайте быстро сводку об уборке, на носу праздник урожая, надо отчитаться. Он в ответ: "Пишите что хотите, но убирать рано".

Когда Штанько не стало, я по решению общего собрания возглавила колхоз. Были, чего греха таить, и сомневающиеся: выдержу ли такой груз, да еще и в эпоху глобальных реформ. У меня подход к делу иной, чем у мужчин, хотя твердости не занимать. Бывало, на районном совещании стоят председатели гуртом, курят, моют коллегам кости, матерятся. Чуть меня увидят: "Тихо, Тоня идет!".

Штанько учил: нельзя держать все яйца в одной корзине, например делать ставку на одну пшеницу. Нынче год влажный, потом будет засуха. Одно не уродит - на другом свое возьмешь. И еще: в руководстве хозяйством нужно не тянуть одеяло на себя, а полагаться на своих специалистов - агронома и зоотехника. Как-то еду по степи и вижу, что глубина вспашки недостаточна. Кто виноват - агроном или механизатор? Я не стану вливать всех чертей сразу, тут надо разобраться.

У нас не хуже

Раньше мы по обмену опытом много ездили, были в Финляндии, Швеции, Испании, Франции, а в Дании, где свиней больше, чем населения, мы сделали вывод: нужно развивать свое кормопроизводство. Датчане еженедельно берут у животных анализы крови, определяют, каких микроэлементов в организме не хватает и звонят на завод - сделайте нам комбикорм с такими элементами. Поросята растут и прибавляют в весе. А в наших хозяйствах порой животные панически боятся ветеринара, до того их задергали. Запомнилась и Швеция - новые корпуса, программы поддержки фермеров. Можете представить: фермеру дают ссуду под два процента на 25 лет! Риска никакого и полный порядок в банке.

Но Кубань тоже не лыком шита: и у нас есть чему поучиться. Например, прочной связи с наукой. Лучше наших районированных сортов пшеницы КНИИСХ я нигде не встречала. Краевые власти очень много селянам помогают, стимулируют производство, развивают новые формы поддержки. Сейчас перспективное направление - тепличное - очень доходно, это и люди уже поняли.

Мы любим сравнивать: а как у соседей. Знаете, давно у меня была мечта - проехать по стране на автомобиле. В прошлом году это удалось, посмотрела, как люди живут, селяне простые. Очень понравилось в Белгородской области - все поля в порядке. А вот дальше... прямо сердце разрывалось.

Вернуть теплоту

У меня две внучки и два внука. Они зовут меня Тоней. Старшему Кирюше уже шестнадцать. Говорят, внучки такие же упрямые, как и я.

Всем им, а особенно старшему Кириллу, нравится, когда беру их в свои путешествия. Так мы побывали в Москве и в Питере, съездили даже в Америку. Внуки любят бывать у меня в гостях в частном доме: там свежий воздух, укроп, петрушка. Здесь можно и в футбол поиграть, а бабушка - судья. Кричат: "Тоня, ты неправильно судишь!" Сейчас мне жаль, что к своим детям я относилась без должной теплоты, строга была. Теперь я знаю, что не надо стесняться проявлять свою любовь, поэтому сегодня внукам возвращаю все, что недодала детям.

Зачем женщине работать?

Женщина должна работать, это дисциплинирует, заставляет приводить себя в порядок. Нельзя надеяться на кошелек мужа: жизнь - штука долгая, и все может случиться. Я в таких случаях говорю: каждый свой чемодан должен нести достойно. Я считаю, что бедность - порок. Человек даже в самом плачевном положении должен искать работу, делать ее даже через силу, но не позволять себе быть нищим. Я после выхода на пенсию еще семь лет трудилась. Думаю, достаточно. Меня приглашали работать в крупные фирмы, но отсиживать часы я не могу, а с напряжением уже не получится - сердце пошаливает. Есть в сельском хозяйстве выражение такое: интенсивное использование. Это про таких, как я.

Мнения

Александр Садчиков, глава Лабинского района:

Антонина Ивановна - одна из лучших руководителей хозяйств края. А на Кубани соревноваться с мужчинами ой как непросто. Желаю этой замечательной и обаятельной женщине и дальше жить так же активно. Ее мудрость и профессионализм нужны тем, кто приходит на смену.

Татьяна Мартынова, директор ЗАО "Нива":

- Лучший стиль управления - это забота о людях: как человек живет, какие проблемы его волнуют, - вот что важно для руководителя. Времена многое изменили. Но труд на земле успешным может быть только в команде. А председатель мудро и по-хозяйски должен уметь ею управлять - так, как Антонина Стаценко.