Как считает Александр Горкун, нужен какой-то механизм, который позволил бы, пусть и не в полной мере, но компенсировать затраты на дорогостоящие спасательные операции. Кроме того, это и средство воспитания людей.
Паводки в Якутии страшные. Ежегодно в канун вскрытия рек специалисты "чрезвычайного" ведомства предупреждают население об опасности.
- Но никакие разъяснения не помогают, - говорит сотрудник республиканской Службы спасения Николай Фатеев. - В эту пору больше всего уток как раз на островах, и охотники массово устремляются туда, забыв про все.
Еще одна головная боль якутских спасателей - это водители-дальнобойщики. Стремясь побольше заработать, они колесят по зимникам до самой распутицы. А потом, застряв в таежных болотах, а то и в руслах рек, за сотни километров от населенных пунктов, сигналят: выручайте!
- Прошлой весной мы вылетели на вертолете в обозначенную точку и обнаружили там целую колонну грузовиков - около 40 машин! Да не просто с грузами - с пассажирами, - рассказывает Николай Фатеев.
По его словам, раньше люди не вели себя столь безответственно. Теперь же у каждого, считающего, что риск - благородное дело, есть сотовый или спутниковый телефон. Поэтому он уверен: в случае чего спасут. Бесплатно.
Между тем спасение влетает в копеечку. Полет вертолета обходится не менее 150 тысяч рублей в час. И те копеечные штрафы, которые иногда предъявляют спасенным нарушителям, не могут изменить ситуацию.
В пресс-службе МЧС России пояснили, что спасение людей не может стать платным. А предложение якутских коллег расценили как "крик отчаяния". Ведь им с завидной регулярностью приходится выручать незадачливых экстремалов, намеренно идущих на риск и уверенных в том, что в беде их не оставят.