17.04.2014 23:23
    Поделиться

    В Кузбассе учительница музыки покончила с собой из-за долга по кредиту

    Почему покончила с собой учительница музыки
    В кузбасском городе Осинники следователи выясняют обстоятельства смерти преподавателя детской школы искусств. 48-летняя женщина повесилась на кладбище.

    Утром 1 апреля Елена С., преподаватель по классу фортепиано, как всегда отправилась на работу. Только в школе ее, обычно очень ответственную и пунктуальную, так и не дождались. Домой она тоже не вернулась. Обеспокоенные родственники обратились в полицию. Через день тело обнаружил случайный прохожий - в лесополосе через дорогу от кладбища, где похоронены мать и муж погибшей.

    Вместо предсмертной записки (а следствие не сомневается в том, что совершен суицид) у учительницы в кармане нашли мобильник и клочок бумаги с цифрами, выведенными крупным почерком. Это был номер телефона дочери. Та до сих пор не может поверить.

    Для коллег Елены ее смерть - тоже как гром среди ясного неба. На пороге школы меня встретила Надежда Алексеевна, вахтерша и техничка по совместительству.

    - Никто ничего понять не может, в городе какие только слухи не ходят, - вздохнула она. - Но это нормальная семья. Лена ради детей жила. Кредит у нее был? Про это она не распространялась. Да и кто сейчас без кредитов.

    Действительно, проще сказать, у кого их нет. Кемеровская область по закредитованности населения - едва ли не впереди Сибири всей и в первой десятке по России. Национальное бюро кредитных историй сообщает, что у жителей области в январе было 1,2 млн кредитов, общая сумма которых перевалила за 329,7 млрд рублей. А просроченная задолженность достигла 19,8 млрд. Хуже ситуация только в Красноярском крае. Кузбасские власти винят во всем агрессивную рекламу и уже не раз призывали банкиров не навязывать людям свои кредитные продукты. Без толку.

    Сумма кредита, который выплачивала Елена, - 900 тыс. рублей. В 2010 году она купила 3-комнатную квартиру за 1,2 млн рублей. Скорее всего, учительнице вряд ли удалось бы это сделать без банковского займа. Ведь по статистике, средняя зарплата педагогов дополнительного образования в городе в прошлом году едва дотягивала до 17 тыс. рублей. Хоть и зарплатный фонд учреждений культуры в регионе, где 2014-й объявлен Годом культуры, поэтапно увеличивается.

    В последнее время Елена говорила, что хочет продать квартиру и переехать с семьей в частный сектор. Решение, характерное для тех, кто перестал справляться с ипотекой.

    - Хорошая она была, добрая, отзывчивая, - продолжает Надежда Алексеевна. - Только в последнее время молчаливая, как бы вся в себе. И вот - ушла. Все просто в шоке. Но вы уж напишите, что нельзя нас закрывать ни в коем случае! Ведь педагогам же работать край как надо. А главное - детей куда девать? На улицу, где наркота и спиртное? Дети должны к искусству приобщаться - они тогда совсем другими вырастают, интеллектом и духом выше.

    Про улицу еще нужно добавить вот что: резкий рост тяжких преступлений против детей. В этом году в Осинниках возбуждено уже несколько уголовных дел в отношении педофилов. В полиции говорят, что такого никогда раньше не было.

    Тем временем школа искусств гордится своими учениками. Выпускник 2002 года Сергей Шебалин, окончивший с отличием училище искусств в Новокузнецке, поступил в Новосибирскую консерваторию, он - организатор фестиваля "Сибирские сезоны". Подрастает и новое поколение талантов. Вот, например, гитарист Никита Абанькин - неоднократный победитель городских и областных конкурсов. "Мечтает стать врачом, а сам без музыки дня прожить не может", - говорят про него в школе. Список можно продолжать. Так неужели всем им суждено стать последними учениками, если школа закроется?

    - Все это слухи, ее уже лет 10 "закрывают", - заверили в городском управлении культуры.

    Увы, Елена этих слов уже не услышит. Зато она слышала другие: что весь их коллектив скоро переведут в 57-ю музыкальную школу. Говорят, переживала, в последнее время даже была подавлена. Еще жаловалась, что глаза болят, что стала плохо видеть ноты. Устала.

    В школьных коридорах - звенящая тишина. Старенькие, но аккуратно выкрашенные в белое двери классов закрыты. Здание построено еще в 1935 году. Эти стены помнят первый съезд стахановцев 1940-го. А в 1950-х сюда, в клуб им. Сталина, ходила в кино вся округа.

    Школу искусств организовали в 1994-м. Ее интернет-сайт сообщает, что на 4 отделениях - музыкальном, художественном, хореографическом и раннего эстетического развития - ежегодно занимаются 180-190 человек. Представитель школьной администрации уточнила: на начало учебного года было 150, а сейчас - человек на 30 меньше. Но это ведь обычное дело: известно, что не все, кого родители за руку приводят в "музыкалку", задерживаются в ней надолго.

    Хотя, возможно, есть и другие причины: в последнее время из этого района города с уже закрывшимися шахтами народ стал переезжать. В том числе, в соседний Новокузнецк. Но в Осинниках сейчас строятся новые дома.

    Процесс пошел вспять 10 лет назад. Тогда в Осинниках, ставших столицей Дня шахтера, много чего отремонтировали, а в центре города заложили храм. В нем-то и отслужили панихиду по 47 горнякам, погибшим в 2004-м при взрыве на шахте "Тайжина". Те, кто участвовал в ликвидации аварии (трагедии на "Ульяновской" и "Распадской" еще не случились), говорят, мол, оставили там несколько лет жизни. В тот самый год горе пришло и в семью Елены С. - ее мать покончила с собой. А еще через 5 лет, в кризисном 2009-м, совершил суицид муж. Закрылся в гараже, включил мотор...

    Компетентно

    Галина Говорова, психолог Кемеровского центра медико-психологической помощи:

    - Сейчас все больше людей попадают в ситуацию, когда не могут выплачивать кредиты. У них возникает тревога, а за ней следует депрессия. Как правило, человек, совершающий суицид, как раз и находится в состоянии депрессии. И совсем не обязательно она очевидна для окружающих. Есть люди, которые не особо делятся своими переживаниями, внешне зачастую оставаясь спокойными. И кризис ведь не всегда бывает острым. Нередко это длительная психотравмирующая ситуация. И рано или поздно чаша терпения переполняется.

    Человек ощущает некую безысходность. И единственное решение, которое он видит, - это уход из жизни. Особенно если перед ним есть примеры именно такого решения, если его близкие люди в критические моменты поступали именно так. Как правило, такие примеры запечатлеваются в психике, и в определенный момент у человека срабатывает: "Значит, можно".

    Здесь, конечно, играют роль не только наличие суицидов в семье, психическое состояние, но и особенности личности. В тяжелой жизненной ситуации могут находиться многие, но далеко не каждый совершает самоубийство. А людям с низким порогом толерантности, как правило, тонким артистическим натурам бывает сложно справиться.

    Я бы посоветовала чаще вспоминать притчу царя Соломона: "Все проходит, и это пройдет". Если кажется, что выхода нет, что завтра никогда не наступит, нужно вспомнить, что на самом деле есть масса вариантов выхода, просто вы ищете не там. Нужно постараться изменить направление поиска, увидеть ситуацию совсем под другим углом. Так на соринку можно смотреть через увеличительное стекло, а можно - с высоты. И тогда она станет практически незаметна.

    Нужно использовать все возможности снять свое внутреннее напряжение. Обратиться к друзьям, коллегам, пойти в церковь к батюшке, к психотерапевту, в конце концов. Недаром говорят: высказанная радость наполовину больше, а высказанное горе - наполовину меньше.

    Поделиться