Новости

21.04.2014 00:30
Рубрика: В мире

Киев уволил Киву

Тысячи работников концерна "Антонов" встали на защиту своего гендиректора

Работники авиаконцерна "Антонов" на Украине провели массовую акцию протеста против увольнения своего легендарного директора Дмитрия Кивы, отдавшего конструкторской работе на предприятии более полувека.

В акции приняло участие около 14 тысяч заводчан. Сам 71-летний Кива, который был госпитализирован в больницу с инфарктом, пострадал за сотрудничество с Россией, благодаря которому в непростых экономических условиях на Украине выживало всемирное известное предприятие. Кроме того, нынешним властям не понравилось решение Кивы в разгар событий в Киеве запретить своим сотрудникам участвовать в каких-либо майданных акциях. "Завод - не место для политики", - заявил президент и генеральный конструктор "Антонова".

Приказ об увольнении конструктора, за свои выдающиеся разработки удостоенного звания Героя Украины, подписал назначенный Верховной Радой украинский премьер-министр Арсений Яценюк. Как водится у нынешней украинской власти, которая большое количество времени, как министр Аваков, проводит в "твиттерах" и "фейсбуках", распоряжение об увольнении, без объяснения причин, сначала появилось в интернете. Лишь спустя несколько часов, источник в правительстве Украины заявил о том, что Киев "намерен обновить авиационную отрасль и поменять руководящие кадры". Иными словами, при помощи менеджеров нового поколения "почистить кадровый состав" "Антонова" на Украине, урезав его в количественном отношении. А там недалеко до банкротства предприятия и его продажи новым заокеанским хозяевам. "Понятно, что Западу не нужен конкурент. Но почему нашему правительству мы не нужны, непонятно", - заявила "Вестям 24" Лидия Шульга, старший диспетчер концерна. А Николай Подгребельный, вице-президент госконцерна "Антонов", признался, что на Украине просто нет человека с таким уровнем, с мировым именем, который мог бы занять этот пост.

То, что решение Яценюка проведено с одобрения западных покровителей нынешних временщиков в Киеве, как говорится, "к гадалке не ходи". Доступ к финансам МВФ и прочих международных организаций, как уже давали понять в Вашингтоне и Брюсселе нынешней нелегитимной власти на Украине, лежит через закрытие большого числа промышленных предприятий. Уже тем более поддерживающих тесные контакты с Россией и работающих на оборонку. Для тех же американцев увольнение пользующегося огромным авторитетом в России конструктора и директора Кивы и напрашивающееся банкротство завода, означает в перспективе доступ к оборонным технологиям и секретам производства самых тяжеловесных самолетов в мире. Именно на этом предприятии были созданы широкофюзеляжный самолет Ан-22 "Антей", дальний транспортный самолет Ан-124 "Руслан", совершивший свой первый полет в 1982 году, сверхтяжелый транспортный самолет Ан-225 "Мрия" ("Мечта"), поднявшийся в 1989 году в воздух с Байконура с "Бураном" на борту. В последние 20 лет предприятие под непосредственным руководством Дмитрия Кивы усовершенствовало свои "Аны" - для российских транспортников был разработан военный самолет "Ан-70". "Антонов" в новых условиях стал выпускать троллейбусы, трамваи, вагоны для метро и даже сани для бобслея.

За то время, что завод возглавлял Кива, ставший в 2005 генеральным конструктором, а в 2008 году президентом концерна, финансовые показатели "Антонова" улучшились в четыре раза. После того, как новые киевские власти обвинили заслуженного человека в разворовывании предприятия, он слег с инфарктом, но сдаваться не собирается. В 2009 году Киву уже пытались напугать. Академик АН Украины и лауреат многочисленных госпремий и наград в подъезде собственного дома получил удар тяжелым предметом по голове и оказался в реанимации. Кстати, тогда одно из местных изданий связало этот инцидент с интересом к активам "Антонова", который мог быть приватизирован в рамках концепции реформирования отрасли, что неоднократно озвучивалось, в том числе рядом зарубежных стран". Тогда атаки "прихватизаторов" Киве отбить удалось.

Теперь с легендарным конструктором новая власть, не признающая заслуг соотечественников и действуя по законам революционного майдана, поступила в своем циничном ключе. Просто указала ему на выход.

Между тем

Александр Широв, заместитель директора Института народнохозяйственного прогнозирования:

- Положение "Антонова" далеко не блестящее. Единственное, что поддерживает фирму на плаву, - авиатранспортное подразделение. В Киеве уже высказывали свое недовольство деятельностью Кивы. Но выстраивание отношений с новым руководством в такой сложной ситуации, как сейчас, конечно, будет проходить непросто. Неизвестно, что будет после того, как придут новые люди. Впрочем, Дмитрий Кива оказался достаточно сложным переговорщиком и контрагентом для России. Потому что острых точек в наших взаимоотношениях и так хватает.

Например, Ан-148, который производит завод в Воронеже. У российской стороны накопилась неудовлетворенность по этому проекту, потому что риски в работе по проекту распределены неравномерно. Производство продолжает оставаться убыточным, но "Антонов" как разработчик документации с каждого самолета получает роялти. Далее, самолет Ан-140, который у нас производится в Самаре. Российское министерство обороны хотело, чтобы была сделана грузовая версия с задней панелью, а "Антонов" фактически не желал развивать этот проект. В итоге спрос на эти самолеты остается низким, и в результате завод в Самаре находится в довольно тяжелом состоянии. Наконец, проект Ан-70, над которым Россия и Украина работали очень долго, но в серию он пока так и не пошел.

В мире экс-СССР Украина Политический кризис на Украине
Добавьте RG.RU 
в избранные источники