Новости

Рубрику ведет Валентина Матвиенко
Один из популярных афоризмов гласит: "Человек есть то, что он ест". Мысль спорная, если говорить о человеке в целом. Но верная, когда речь идет о детях раннего возраста. Для их нормального развития нет ничего важнее качественного, отвечающего научным рекомендациям питания.

Грудное молоко здесь вне конкуренции. Всемирная организация здравоохранения рекомендует грудное вскармливание минимум до 6 месяцев, а лучше еще дольше. Однако нельзя сказать, что в нашей стране все мамы следуют этому правилу. Если, например, в большинстве стран Евросоюза на грудном вскармливании в возрасте до 6 месяцев находится порядка 80 процентов младенцев, то у нас этот показатель составляет немногим более 30 процентов. По мнению специалистов, основные причины такого положения социальные: довольно распространенное мнение, что у женщин есть дела интереснее и важнее, а также недостаточная моральная, психологическая, информационная поддержка молодых мам.

Не хочу сказать, что у нас ничего не делается для популяризации грудного вскармливания. Такая работа ведется в родильных домах, женских и детских консультациях. В крупных городах функционируют центры грудного вскармливания, у многих из них есть "горячие линии". Работают школы молодых мам. Год назад состоялся всероссийский конкурс "Поддержка грудного вскармливания - наш главный приоритет!", проведенный Союзом педиатров в рамках совместной инициативы ВОЗ и Детского фонда ООН.

И все же положение оставляет желать лучшего. Думаю, простыми призывами типа "активизировать", "усилить внимание" его не исправить. Необходимо, на мой взгляд, проведение общероссийской, в полном смысле национальной кампании за грудное вскармливание. Наряду с органами и структурами государственной власти, местного самоуправления, лечебными учреждениями в нее должны включиться медицинское сообщество в целом, общественные организации, СМИ, деятели культуры, бизнес. Надо, чтобы все матери осознали: продолжительное грудное вскармливание - самое первое и самое важное условие укрепления здоровья младенца. Именно от этого зависит его последующее физическое, интеллектуальное, психическое развитие. Сегодня это доказано абсолютно. Когда мамы будут в полной мере отдавать себе отчет в этом, то, можно не сомневаться, большинство из них предпочтет здоровье ребенка собственному комфорту, удобству.

Следующая по порядку, но не по значению задача - обеспечение качественного питания малышей в возрасте до трех лет. Недавнее исследование Российской академии медицинских наук показало, что рацион питания каждого второго малыша не соответствует нормам. Одних веществ он получает больше, чем нужно, других, напротив, меньше. Причина прежде всего в недостаточной осведомленности родителей об особенностях питания детей, а также подчас в недостаточном внимании к этому вопросу медицинского персонала.

Еще одна причина - недоверие немалой части родителей к качеству отечественного питания. По данным социологов, таких мам в России порядка 60 процентов. Лишь каждая десятая мама включает готовые смеси в рацион ребенка на втором году жизни, предпочитая им каши, овощные и фруктовые пюре домашнего изготовления, хотя они не сбалансированы с точки зрения особенностей детского организма, его потребностей.

Российское государство тщательно контролирует производство детского питания. Оно в России создается совместно с педиатрами с учетом потребностей детей в раннем возрасте в суточных нормах витаминов, минералов, нутриентов и не уступает по качеству зарубежному. Наши национальные стандарты в этой сфере подчас более строгие, чем международные.

Задача в том, чтобы развеять мифы, предубеждения граждан в отношении готового детского питания. У нашей страны есть успешный опыт разработки и реализации Национальной программы вскармливания детей первого года жизни. Специалисты, общественность выступают за разработку программы сбалансированного питания для детей от 1 до 3 лет.

То, что это правильный шаг, не вызывает сомнения, Вместе с тем, по моему мнению, он даст ожидаемую отдачу, если одновременно будут осуществлены меры по совершенствованию правового и технического регулирования рынка продуктов детского питания, усилен контроль над исполнением этих мер. То, что здесь не все благополучно, общеизвестно. На мой взгляд, следует провести всесторонний анализ действующего в этой сфере законодательства и правоприменительной практики с тем, чтобы внести необходимые коррективы как в само законодательство, так в и работу служб, контролирующих его соблюдение.

В том числе необходимо выработать четкую единую позицию государства, общества по недопустимости использования ГМО в детском питании. Во многих странах это уже сделано. В то же время точки зрения ученых, специалистов по этому вопросу расходятся. Убеждена, нельзя проводить эксперименты с ГМО на детях. До тех пор, пока мировое сообщество не придет здесь к единому мнению, использование ГМО в продуктах для детей следует законодательно запретить.

Как видим, тема детского питания является одной из самых важных с точки зрения реализации госполитики по охране детства. Вопросов здесь немало. Учитывая их значимость для страны, общества, считаю целесообразным посвятить им парламентские слушания в Совете Федерации.

Конечно, многое в производстве и реализации детского питания, формировании общественных настроений на этот счет зависит от самих компаний, производящих и реализующих детское питание. Потому что бизнес - это не только коммерческий успех, финансовая эффективность, это также социальная ответственность, патриотизм, соблюдение норм как профессиональной, так и общечеловеческой этики.

Следование этим принципам важно в любом бизнесе, когда же речь идет о детях, их здоровье - важно в разы. Никто и ничто не мешает в нашей стране компаниям самим, а не только из-за боязни подпасть под санкции государства, соблюдать стандарты качества и безопасности при производстве детского питания, участвовать в популяризации просветительских программ для мам и пап, формировании у родителей культуры правильного питания детей. Вместе с тем, по моему мнению, и государство может и должно гораздо активнее поддерживать такие устремления со стороны бизнеса, поощрять их. Только действуя вместе, мы сможем сформировать в нашей стране полностью цивилизованный рынок и высокую культуру детского питания.

Вопросы, идеи, предложения присылайте Валентине Матвиенко по адресу: deti@rg.ru

Последние новости