Перевозчиком на МКЖД может стать иностранная компания

В середине лета в столице подведут итоги конкурса, победитель которого станет официальным перевозчиком на Малом кольце Московской железной дороги. Интерес к проекту уже проявили несколько компаний, в том числе иностранных, рассказал "РГ" первый заместитель главы московского департамента транспорта Гамид Булатов.

Запуск пассажирского движения на МКЖД намечен на декабрь 2015 - январь 2016 года. Сейчас идет реконструкция двух главных путей по всему 54-километровому кольцу и строительство третьего главного пути на участке "Пресня" - "Канатчиково". Это запасная, "технологическая" инфраструктура, которая нужна для того, чтобы обеспечивать по двум основным путям интенсивные пассажирские перевозки. Напомним, сама МКЖД не строится заново - она существует в столице уже более 100 лет, просто до этого по ней перевозили только грузы, а в 2011 году было решено использовать кольцо для пассажирского движения. Сейчас идет электрификация дороги, реконструкция путей и станций под новые задачи. Выполнено уже около 40% физических работ.

- Интенсивность движения МКЖД будет почти как в метро, интервал движения составит 5-6 минут - это очень высокий интервал для железной дороги, - говорит Гамид Булатов.

По словам Булатова, рассчитывается, что МКЖД к 2020-25 году будет перевозить 300 млн пассажиров в год. Примерно столько же приходится на одну из самых загруженных веток метрополитена - Таганско-Краснопресненскую, Серпуховско-Тимирязевскую, Кольцевую. Откуда и куда поедут все эти люди?

- Пассажиропоток на МКЖД складывается из трех основных составляющих: во-первых, это пассажиры радиальных направлений, которым необязательно ехать до центра, где расположены головные вокзалы, - рассказывает Булатов. - Во-вторых - это люди, которые живут в пешей доступности от станции МКЖД либо могут доехать на нее на наземном транспорте (малое кольцо проходит в зоне достаточно плотной жилой застройки - существующей и планируемой). И третья составляющая - это пассажиры метрополитена, которым не придется ехать длинным маршрутом через центр, чтобы попасть, например, с "Войковской" на "Выставочную".

Интересно, что метро и МКЖД будут работать по принципу "одного входа" - у них будет единый билет, и при пересадке с подземки на железную дорогу и обратно поездка списываться не будет.

- Философия МКЖД как транспортного проекта такова, что билет должен быть единым либо с пригородом, либо с метро - иначе смысла пользоваться железной дорогой нет. А так как МКЖД максимально интегрирована в транспортную инфраструктуру именно города, то правильно будет объединить билетную систему с метро, - говорит Булатов.

Понятно, что в первые годы МКЖД не будет работать со стопроцентной загрузкой. Для начали столичные власти рассчитывают хотя бы на 50 млн в год. Пассажиры сначала должны привыкнуть к новым маршрутам. Для этого дорога должна длительное время работать ритмично, в понятном  режиме.

Перевозчик же, который поставит на МКЖД 300 вагонов и будет оператором, станет известен в середине лета. Пока на конкурс, объявленный в декабре прошлого года, никто не заявился, но, по словам Булатова, уже были встречи с немецкими и южнокорейскими компаниями, техазаданием интересовались все ведущие перевозчики:  "Аэроэкспресс", РЖД, ФПК, ЦППК, канадская компания Bombardier  и французская Alstom. Вагоны будут либо с широкими дверями, либо трехдверными, будут оснащены климат-контролем.

На МКЖД будет 31 остановочный пункт, и все они будут представлять собой транспортно-пересадочные узлы. 16 станции будут иметь пересадки на метро, 9 - на радиальные направления МЖД, на трех можно будет пересесть и на метро, и на пригородную электричку. Ко всем станциям подойдут маршруты наземного транспорта, а на Ботаническом саду будет пересадка на автовокзал. Кроме того, везде будут перехватывающие парковки, бесплатные для пассажиров МКЖД и метро.

Инвестор для строительства ТПУ пока не найден - конкурс будет объявлен только в мае. По словам Булатова, стоимость стройки оценивается в 50-60 млрд рублей. Возможно, все эти затраты сможет взять на себя одна компания, но не исключено, что их будет несколько. Вложения инвестор будет окупать за счет коммерческой составляющей ТПУ: торговых, офисных площадей, кафе, ресторанов. Эта инфраструктура будет достраиваться на ТПУ в течение двух-трех лет после запуска МКЖД, а технологическая - ступеньки, эскалаторы, галереи, залы ожидания - подрядчик должен будет построить уже к запуску дороги. На 1 квадратный метр "технологии" инвестору разрешат создать примерно 2,5 метра "коммерции" - это соотношение определялось с учетом необходимой доходности для инвестора в 15-20%. По словам Булатова, конкурсом уже интересовались китайцы.

- Задача ТПУ - немножко оттянуть офисы и торговые площади из центра города. Центр должен стать более зеленым, ориентированным на пешеходные прогулки, на туристов, - говорит Булатов.