"Надеюсь, что в ближайшее время этот процесс завершится, и тогда мы сумеем выступить с подготовленным законопроектом", - сказал чиновник и призвал участников рынка предлагать свои поправки к законопроекту.
Сейчас в регулировании деятельности рейтинговых агентств сложилась парадоксальная ситуация. В процессе создания мегарегулятора ЦБ получил от минфина общие полномочия по надзору и регулированию рейтинговых агентств, однако фактически эти полномочия в законодательстве никак не раскрыты, рассказал Чистюхин.
В законопроекте предполагается прописать равный подход для всех участников рейтингового рынка. По словам зампреда ЦБ, главное для агентства - купить "билет на вход" и войти на рынок, а различия по национальной принадлежности, размеру и особенностям методик не должны влиять на его деятельность. Другое дело, что этот входной билет должен быть достаточно дорог, причем в отличие от банков и страховых компаний речь здесь не идет о величине первоначальных вложений и размере капитала. Рейтинговые агентства должны оцениваться по уровню их внутренних методик, систем управления рисками, раскрытия информации и т. д.
- Мы хотели бы аккредитовывать те рейтинговые компании, которые в итоге могли бы быть признаны иностранными регуляторами, в первую очередь европейскими, - сказал Чистюхин. - С этой точки зрения мы предполагаем, что те требования, которые надо прописать в законодательстве, должны базироваться на лучшей международной практике. Сегодня это требования европейского регулятора ESMA.
Положения, которые сегодня обсуждаются, это обязательное наличие двух рейтингов у компании, а также обязательная регистрация в России как юрлица рейтингового агентства, которое оказывает услуги на территории страны. "В этом есть своя логика, надо на эту тему подумать", - сказал Чистюхин. Сегодня часть работающих в России зарубежных рейтинговых агентств создали здесь юрлицо, другие работают как филиалы.
По словам заместителя гендиректора "Эксперт РА" Павла Самиева, в ESMA сейчас формируется лучшая практика в мире с точки зрения процедурного контроля за рейтинговыми агентствами. Создаются новые требования, особенно к формату мониторинга, избежанию конфликта интересов, требования к аналитикам и записям рейтингового процесса. По мнению Самиева, России нужно ориентироваться на эти требования и самим участвовать в их формировании. "Мы можем попасть в тренд и принять у себя процедуры, которые будут передовыми", - отметил он.
ЦБ намерен положить в основу регулирования принцип независимости и прекращения конфликта интересов рейтинговых агентств. Например, нельзя рейтинговать того, кто находится в капитале агентства, это не просто аморально, но и подрывает доверие инвесторов к рейтингу, подчеркнул Владимир Чистюхин. По его словам, совершенно необходимо, чтобы рейтинговые агентства имели определенный уровень своих методологий, ключевых рейтинговых предположений, согласовывали их с регулятором и опубликовывали. Также будут предусмотрены требования к менеджменту рейтинговых компаний, у которого должна быть хорошая деловая репутация и достаточный уровень квалификации. "Это те вещи, которые любая серьезная рейтинговая компания должна иметь возможность выполнить. Она и должна быть настроена их выполнять, и у нее будет возможность это сделать", - сказал Чистюхин.
Заказчики рейтингов, в частности банки, ждут от российских рейтинговых агентств в первую очередь сопоставимости шкал. Сегодня это большая проблема - например, два уровня рейтинга одного агентства могут попадать на один в другом, корреляции между ними нет. С "большой тройкой" рейтинговых агентств - Fitch, S&P и Moody s - такой проблемы нет. А вот российские рейтинги из-за отсутствия корреляции сложно применять в практических целях, в том числе инвесторам. Выход эксперты видят в создании единой шкалы для всех, чтобы в конечном итоге рейтинги российских агентств можно было сравнить не только друг с другом, но и с международными показателями.
Самиев также считает важным развенчать миф о том, что в мире есть тренд полностью либо частично отказаться от рейтингов агентств и заменить их на внутренние оценки участников рынка или регулятора. На самом деле речь идет о снижении влияния олигополии "большой тройки" агентств, а также о том, чтобы рейтинг не был единственным критерием при принятии решений, например инвестиционных, и чтобы не допустить снятия ответственности рейтингового агентства за такие решения. Рейтинг должен быть лишь одним из индикаторов.