КЖЦ, как и концессионное соглашение (КС), по своей сути является смешанным договором. Но при этом основные условия КЖЦ и КС, а также конкурсных процедур при заключении этих видов договоров могут сильно отличаться. Так, предметом договора в КЖЦ выступает закупка товара или работы (при необходимости проектирование, конструирование объекта, который должен быть создан в результате выполнения работы), последующие обслуживание, ремонт, эксплуатация, утилизация поставленного товара или созданного в результате работы объекта. В КС предмет договора - это создание, реконструкция определенного соглашением имущества, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), а также осуществление деятельности с использованием объекта КС.
Что касается права собственности (титула), на котором объект принадлежит исполнителю, то в концессионном соглашении это права пользования и владения объектом КС. В КЖЦ объект не принадлежит исполнителю. Исполнитель лишь эксплуатирует и обслуживает объект, притом что права владения и пользования, равно как и право собственности, остаются у собственника объекта. Также КЖЦ не предусматривает деятельности исполнителя по оказанию услуг с использованием объекта. В европейской практике оператором объекта в КЖЦ является компания-оператор, назначенная государством, которая оказывает услуги с использованием объекта КЖЦ. Исполнитель по контракту не оказывает услуг с использованием объекта КЖЦ, а обслуживает объект, поддерживает его функциональные и технические характеристики на должном уровне. Это положение сейчас прямо не закреплено в законодательстве, однако именно такой подход должен быть выбран применительно к составу обязанностей исполнителя по КЖЦ. Например, права владения и пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего и холодного водоснабжения и водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, могут передаваться только по договорам аренды или по КС. Без прав владения и пользования объектом невозможно оказывать услуги с его использованием. В КС противоположная ситуация: исполнитель действует согласно КС, при этом порядок деятельности устанавливается соглашением.
Поскольку исполнитель по КЖЦ не обладает правами на объект, к нему также не переходят и права на земельный участок, расположенный под этим объектом. В КС же, напротив, концедент обязуется обеспечить передачу земли, необходимой для создания и реконструкции объекта концессионного соглашения, для осуществления деятельности по КС, в аренду или субаренду исполнителю.
Затраты исполнителя на создание, эксплуатацию, обслуживание, утилизацию объекта КЖЦ окупаются за счет платы по контракту. В случае с КС инвестиции исполнителя в создание и реконструкцию объекта, а также в его эксплуатацию окупаются за счет доходов от деятельности, осуществляемой по соглашению.
Конкурс по КС проходит в два этапа в течение 4,5 месяца. Первый этап состоит из подачи и рассмотрения заявок, второй включает в себя подачу конкурсных предложений, их оценку и выбор победителя конкурса. Конкурс по КЖЦ проводится в один этап, который состоит из подачи и рассмотрения заявок, оценки и сопоставления заявок, выбора победителя. В целом этот процесс длится около 1,5 месяца. Критериями конкурса в КЖЦ являются: цена контракта; расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; качественные, функциональные и экологические характеристики объекта; квалификация участников, в том числе наличие у них финансовых и материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации. Причем вместо первых двух критериев заказчик вправе установить критерий "Стоимость жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта". В КС критериями конкурса является предельный размер расходов концессионера на создание и реконструкцию объекта на каждый год действия соглашения; объем расходов концедента, если предусмотрено принятие концедентом на себя расходов на создание и реконструкцию объекта; долгосрочные параметры регулирования деятельности концессионера; плановые значения показателей деятельности концессионера и др.
Каждая форма эффективна, но все же необходимо проработать вопрос нормативно-правового определения термина "контракт жизненного цикла", установив общие признаки таких контрактов и возможность их реализации при различных договорно-правовых формах (КС, госконтракты на поставку товаров, работ или услуг, соглашения о ГЧП). Также при нормативно-правовом закреплении необходимо предусмотреть разделение видов КЖЦ на "контракты жизненного цикла на объекты инфраструктуры" и "контракты жизненного цикла на поставку, техническое обслуживание и утилизацию товаров". Помимо этого эффективным инструментом может стать введение обязательной сравнительной оценки целесообразности реализации КЖЦ, заключаемого по закону N 44-ФЗ, по сравнению с иными договорными формами (КС и соглашениями о ГЧП). Это позволит выбирать наиболее эффективную организационно-правовую форму реализации проекта.