21.04.2014 23:43
    Поделиться

    Олег Панкратов: Ближневосточные фонды проявляют интерес к ГЧП-проектам

    Проекты в сфере ГЧП в России активно привлекают все новых участников. Расширение количества направлений реализуемых проектов в сфере ГЧП свидетельствует, что этот формат партнерства в России прижился и государство рассматривает его как один из важнейших инструментов привлечения частного капитала для решения вопросов модернизации и создания транспортной, коммунальной и социальной инфраструктуры.

    Кроме традиционных стратегических и финансовых инвесторов, уже присутствующих на рынке, интерес к российским инфраструктурным ГЧП-проектам стали активно проявлять ближневосточные суверенные фонды и европейские концессионные компании. Так, осенью прошлого года Департамент финансов эмирата Абу-Даби и Российский фонд прямых инвестиций подписали соглашение о совместных инвестициях в российские инфраструктурные проекты, а французская компания Vinci Concessions участвует сразу в нескольких проектах.

    Государство также принимает меры по стимулированию интереса к проектам ГЧП. По решению российского правительства 450 млрд рублей уже выделено из Фонда национального благосостояния на финансирование инфраструктурных проектов. Фонд начал рассматривать первые заявки, и мы ожидаем, что он станет серьезным источником долгосрочного проектного финансирования.

    Традиционно риски, связанные с созданием, финансированием и эксплуатацией объекта инфраструктуры, лежат на частном инвесторе

    Уже сегодня в России существует значительное количество инфраструктурных проектов, успешно реализуемых на основе ГЧП. Однако в условиях мобильности частного капитала вопрос о привлечении российского и зарубежного финансирования, равно как и частной экспертизы, для создания и модернизации инфраструктуры остается решающим фактором долгосрочного успеха развития ГЧП в России. Одним из ключевых факторов инвестиционной привлекательности инфраструктурных ГЧП-проектов для российских и международных инвесторов является возможность получения стабильной и прогнозируемой доходности. Грамотно структурированные инфраструктурные ГЧП-проекты предоставляют частному капиталу при условии выполнения взятых на себя инвестиционных обязательств возможность получения стабильного и прогнозируемого дохода в течение длительного периода времени. На российском рынке широко применяются используемые в мире модели создания доходности частного инвестора в инфраструктурных проектах.

    Полностью коммерческая модель предполагает, что инвестор принимает решение участвовать в проекте, несмотря на потенциальный риск негативного изменения тарифа на услуги или снижения спроса на пользование объектом. Такая модель обычно используется при строительстве и эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры с длинной историей подтвержденного спроса (например, крупный аэропорт) на основе ГЧП. Модель минимальной гарантии доходности защищает частного инвестора от снижения спроса и размера тарифа, но мотивирует его на создание условий для повышения спроса. Примером такой модели являются платные автомобильные дороги, которые только начинают появляться в России. Для того чтобы привлечь частный капитал в строительство и эксплуатацию инновационных и современных дорог, на начальном этапе государству часто необходимо предоставлять гарантию минимальной доходности. Со временем, когда объект продемонстрирует свою экономическую самостоятельность, необходимость в такой гарантии, как правило, снижается или отпадает целиком. В свою очередь, если выручка проекта начинает превышать минимальные ожидания инвестора, часть такого сверхдохода передается в пользу государства. Третьей моделью является "плата государства за доступность объекта", которая снимает с частного инвестора риски колебания спроса и тарифа и применяется в проектах, где затруднительно определить полный коммерческий потенциал объекта.

    Для успешного внедрения ГЧП-проектов также необходимо учитывать и оптимально распределять потенциальные риски, которые неизбежно возникают при реализации проектов. Традиционно риски, связанные с созданием, финансированием и эксплуатацией объекта инфраструктуры, лежат на частном инвесторе. Однако существует определенная категория рисков, связанных с выкупом земель, землеотводом, тарифным регулированием и т. д., которые частный капитал пока не готов принимать. В такой ситуации государство берет подобные риски на себя, что значительно повышает интерес инвесторов. Остальные группы рисков могут быть распределены между частным и государственным партнером, что соответствует международному подходу. Успех первых крупных проектов ГЧП в России говорит о том, что государство и частные инвесторы успешно находят баланс в распределении рисков, который приемлем для всех участников проекта.

    Подводя итог первой "пятилетки", соответствующей активному началу формирования рынка ГЧП-проектов в России, можно утверждать, что федеральные и региональные органы власти активно используют формат государственно-частного партнерства и продолжают повышать инвестиционную привлекательность проектов ГЧП. Таким образом, для государства и для инвесторов модель ГЧП является одним из приоритетных механизмов реализации масштабных проектов для создания качественной современной инфраструктуры в России.

    Поделиться